Новое время

Полезная информация обо всём

Как выбрать студийную вспышку. Мой выбор вспышек для студии

24.06.2022 в 11:43

Как выбрать студийную вспышку. Мой выбор вспышек для студии

Каждому фотографу приходится периодически обновлять свое оборудование.

В этот раз для меня стало актуальным обновление студийного света, то есть, импульсных моноблоков.

При выборе я принимал во внимание следующие критерии:

  • Широкий диапазон регулировки, как минимум, 6 ступеней экспозиции, так как 4 ступени на старых моноблоках меня уже не устраивали. Чем шире диапазон регулировки мощности, тем более тонко можно управлять светом.
  • Встроенная система радиосинхронизации и управления. В моих старых моноблоках такой возможности не было, что доставляло серьезные неудобства.
  • Мощность не менее 500 Дж. Мощности много не бывает, чем больше, тем лучше.
  • И, наконец, не очень высокая стоимость моноблоков.
  • Наличие у официальных дилеров, гарантия и сервис в России. Можно, конечно, попробовать сэкономить, купив оборудование у серых барыг, но, скупой платит дважды. Сейчас вводится обязательная маркировка продукции и система "Честный знак". Без нее официальный сервисный центр просто не будет вас обслуживать, либо ремонт будет стоит очень дорого.

Проанализировав все параметры, я остановил свой выбор на моноблоках Godox DP600III. К тому же, они были в наличии у официального дилера, интернет-магазина Photoprocenter, с которым мы сотрудничаем уже много лет.

Как выбрать импульсный свет. Синхронизация импульса

Синхронизация импульса — одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизаторов: ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

    ИК-пускатель — универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры (так называемый hot shoe, «горячий башмак»).

    Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, так как в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки.

    Синхрокабель — синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхроразъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.

    Вспышка — встроенная или внешняя вспышка вашей камеры «поджигает» остальные источники света (в них установлены «ловушки»). Для того чтобы исключить вмешательство света от вспышки фотоаппарата в световую картину, необходимо прикрыть ее (например, куском картона) и уменьшить ее мощность.

В большинстве камер вспышка работает так: делается оценочный импульс, необходимый для того, чтобы определить экспозицию, а затем уже основной импульс. Глаз обычно воспринимает эти две вспышки как одну, но «ловушки» в источниках света срабатывают по первому импульсу, в результате кадр получается недоэкспонированным. Решение: либо отключить оценочный импульс в камере или вспышке (если это возможно, например, на камерах Nikon), либо воспользоваться кнопкой «экспопамяти».

Иногда встречаются импульсные источники, которые умеют пропускать первый оценочный импульс и срабатывать по второму, но это редкость, и все моноблоки в студии должны быть оборудованы этой функцией. Именно поэтому способ синхронизации с помощью вспышки камеры является неудобным.

Радиосинхронизация — синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхроразъем источника света, передатчик крепится на камеру, так же как и ИК-пускатель. Плюсы: не «слепнет» на ярком солнце, японские туристы не помешают своими вспышками во время выездной фотосессии.

Студийная вспышка. Конструкция студийной вспышки

Все студийные вспышки состоят из нескольких узлов. Важнейший элемент – это лампа, которая создаёт кратковременный импульс света. Используются галогенные лампы, мощность и световая температура которых может отличаться. Лампа установлена в головке вспышки, которая имеет отражатель. Он позволяет сделать направленный световой поток. Перед лампой устанавливается прозрачный элемент, который слегка рассеивает световой поток, делая его равномерным со всей поверхности. На него можно устанавливать различные модификаторы: рассеиватели, софтбоксы, соты и светофильтры.

Также студийные вспышки оснащены пилотным светом. Он помогает оценить, как ложатся тени и подсвечивается модель перед срабатыванием основного света. Когда вспышка срабатывает пилотный свет отключается, чтобы не мешать при основном импульсе. Для пилотного света используют лампы небольшой мощности.

Для управления вспышкой используется электронный блок с кнопками, дисками и дисплеем для отображения параметров. Он позволяет настроить мощность вспышки и длительность импульса. Также можно отрегулировать скорость перезарядки, настройка пилотного света. Также важной настройкой является синхронизация. Вспышка должна срабатывать в нужный момент. Всего существует четыре типа синхронизации:

  • ИК-синхронизация. В горячий башмак камеры устанавливается инфракрасный передатчик. Второе устройство – приёмник, устанавливается на штативе. К нему крепится вспышка;
  • Синхрокабель. В данном случае сигнал от камеры к вспышке передаётся по проводу. Тут важно соблюдать совместимость вспышки и камеры;
  • Радиосинхронизатор. Работает так же, как инфракрасная синхронизация, только сигнал передаётся радиоволнами. В данном случае нет необходимости располагать устройства в зоне прямой видимости. Стены не помеха;
  • Запуск встроенной вспышкой. В этом случае студийная вспышка должна быть оборудована ловушкой света. Её настраивают как ведомую. Когда ловушка поймает определённый световой импульс, она запустит основную вспышку. Данный метод сильно подвержен помехам.

В зависимости от модели электронный блок может быть частью вспышки и быть с ней соединён в одном корпусе, а может выступать отдельным устройством и соединяться со вспышками кабелем. Первый вариант вспышки принято называть моноблоком. При использовании второго варианта внешний блок – это генератор. Генератор может управлять несколькими вспышками. Характеристики вспышек с генератором лучше, чем у моноблоков. Вспышки не такие тяжёлые. Их легче устанавливать в различные положения на штативе.

Вспышки-моноблоки дешевле и компактнее.

Все виды вспышек могут работать не только от аккумуляторов, но и от электрической сети.

Каждая вспышка имеет свою систему охлаждения. При срабатывании лампы выделяется огромное количество тепла. При многократном срабатывании тепло должно эффективно отводиться, иначе может перегореть сама лампа и повредиться электроника. В зависимости от мощности вспышки используются либо радиаторы, либо вентиляторы.

Нужна ли вспышка в студии. Экспонометрия

Съемку в студии всегда нужно проводить в ручном режиме (буква М в меню выбора режима съемки на большинстве фотокамер), потому что автоматические экспонометры современных камер не рассчитаны на студийную съемку. Вы и сами можете в этом убедиться – установив режим А (Av) или S (Tv) – камера подберет значение по пилотному свету а после срабатывания вспышки вы получите сильно пересвеченный кадр. Для замера импульсного света существуют специальные приборы – флэшметры. Стоят они достаточно дорого, хотя особой надобности в них при использовании цифровой камеры нет. Можно просто сделать несколько кадров и при необходимости изменить значение диафрагмы или чувствительности ISO.

Мы бы советовали всегда выставлять значение ISO, минимальное для вашей камеры, это позволит избежать шумов. Снимать, естественно, лучше не в JPEG, а в RAW, чтобы позже, если это потребуется, исправить огрехи экспозиции, цвета и резкости. В плане установки экспозиции ваши возможности в студии сильно ограничены. Чтобы «попасть в ритм» со студийными вспышками, длительность импульса которых очень мала, надо выставить так называемую «выдержку синхронизации», о которой было сказано выше. Поэтому регулировать поток света вы можете только диафрагмой и чувствительностью ISO. Увеличивать чувствительность стоит лишь в крайних случаях.

Ну и потом не забывайте о том, что можно регулировать мощность импульса на студийных моноблоках.

Какой свет нужен для студийной съемки. Источник света

Постоянный светодиодный осветитель Raylab RL-100 мощностью 100Вт выглядит вполне разумным выбором для новичка. Как мы говорили, импульсный свет может создавать лишние сложности — нужно разбираться с синхронизатором, пилотным светом, снимать только с закрытой диафрагмой, устанавливать ограничение на выдержку. Конечно, если вы имеете опыт съемки в студии, можете спокойно приобретать импульсный источник.

Однако если такого опыта и знаний у вас нет, постоянный осветитель от Raylab позволит вам сразу видеть куда и насколько сильно вы светите, значительно облегчая задачу. У постоянного света есть еще одно преимущество — он подходит не только для фото, но и для

Мощность лампы в 100 Вт позволяет получать качественные портреты почти в полной темноте на следующих настройках: диафрагма f/2.5, выдержка 1/160 сек и ISO 125. Световая температура в 5600к примерно совпадает с дневным светом, поэтому его легко можно совмещать с естественным светом, если у вас дома есть большое окно. Мощность регулируется в диапазоне от 1 до 100, что позволяет точно подбирать яркость под разные ситуации и окружающее освещение. При этом индекс цветопередачи (CRI) лампы составляет 95 — это означает, что осветитель позволяет вполне точно передавать цвета (хорошим показателем считается CRI от 90 и выше).

В комплекте к осветителю Raylab RL-100 немного не хватает рефлектора

Из минусов устройства можно назвать отсутствие в комплекте даже самого простого рефлектора, который позволил бы создавать концентрированный пучок света, однако этот недостаток частично перекрывается наличием сот для октобокса в комплекте.

Постоянные источники света в студии. Какие есть преимущества и недостатки постоянного света

Его рекомендуется использовать новичкам. Но каждый сможет по достоинству оценить все плюсы постоянного света:

  • сразу видно каким получится будущий снимок;
  • можно использовать в
  • основной комплект недорогой.

Освещение позволяет увидеть, какой получится итоговая картинка. Постоянный свет хорош и тогда, когда нужно снимать часто моргающих людей или малышей. Он создаст спокойную атмосферу без резких и интенсивных вспышек.

Второй момент – необходимость использования во время съемки видео. В этом процессе не обойтись без постоянного источника освещения. И третий момент – базовый комплект стоит дешевле, если сравнивать с набором для импульсного света. Правда, при расчете мощности цена последнего будет ниже.

Также, многим фотографам больше нравится именно постоянный свет. Если проанализировать все факторы, становится понятно, что такое решение обязательно должно присутствовать в фотостудии, особенно, если она используется также для съемки видео.

Но есть у постоянного света и минусы. Это:

  • мощность;
  • необходимость регулярного источника питания для большинства моделей;
  • периодический перегрев у отдельных типов;
  • невозможность “остановить” движение объекта.

Мощность базовых комплектов постоянного света часто оставляет желать лучшего. Этот показатель гораздо выше у импульсных источников – в этом плане последние значительно превосходят первые, даже если стоимость одна и та же. Потому постоянный свет с такими же характеристиками выйдет дороже.

Обычно устройства, задействованные в постоянном свете, работают от сети, то есть, они должны быть все время включены. В последнее время появляются светодиодные источники для таких целей, инновационное оборудование также может работать от батареи, но мощность таких источников обычно невысокая. Потому, например, на улице удобнее работать с импульсным светом, ведь он может функционировать не только от сети, но и на аккумуляторах.

Из-за непрерывной работы постоянное освещение выделяет много тепла – следовательно, лампы нагреваются, и у некоторых людей это вызывает неудобства. Если лампочки сильно разогреются, они могут выйти из строя. Такое обычно бывает только с галогенными приборами, но лучше периодически контролировать работу любых.

Также, постоянный свет не сможет зафиксировать движение лучше, чем это делает вспышка. Чтобы пользоваться короткой выдержкой, примерно 1\1000, понадобится высокомощный источник. С этой задачей лучше справится импульсный свет. Правда, это не имеет особого значения для предметной съемки или при работе с любыми статичными объектами.

Постоянный и импульсный свет можно использовать для любых типов снимков, кроме тех, что предполагают работу со спортивными снимками, дикой природой или пейзажами – там, где самостоятельно настроить освещение не получится. Если портативность и мощность важны, лучше использовать импульсный источник. С остальными задачами прекрасно справится постоянный свет.