Постоянный свет или вспышка. Виды студийного света
Постоянный свет или вспышка. Виды студийного света
- Постоянный
Светит ровно и одинаково, пока включён в розетку или хватает заряда аккумулятора. Принцип работы такой же, как и у обычной лампочки в квартире — стабильный, не меняющийся световой поток.
Плюс в том, что такой свет сразу позволяет фотографу понять, как ляжет светотень и будет выглядеть итоговый снимок. К тому же он подходит для съёмки видео — импульсный свет не годится, из-за него ролик будет «мерцать». Идеальный свет для новичков в студии, так как результат максимально контролируемый.
Минусы постоянного света в том, что он, как правило, гораздо дороже импульсного при равной мощности. Кроме того, такие источники потребляют больше электричества и сильнее нагреваются, поэтому постоянный свет есть не во всех студиях, либо его предлагают взять в аренду за дополнительную плату.
piqsels.com
- Импульсный
Свет, который даёт короткую яркую вспышку, которая срабатывает в момент нажатия кнопки затвора на фотоаппарате, если на камеру установлен синхронизатор. Это самый распространенный свет, который есть во всех фотостудиях.
Мгновенной вспышки хватает, чтобы осветить сцену. И в этом плюсы источника — высокая мощность, низкое энергопотребление и относительно низкая — если сравнивать с постоянным светом — цена.
Минусы в том, что до того, как вы нажали спуск затвора, точного представления, как будет выглядеть кадр, нет. Да, частично это решается пилотным светом — отдельной встроенной в источник лампой, которая дает представление о получающейся светотени и направлении света. Но пилотный свет обычно слабый и не может показать, с какой мощностью будет бить вспышка.
Импульсный свет, как работает. Импульсный свет в студию — основные правила выбора
Все осветительные приборы, которые используются в профессиональных студиях, делят на две ключевые группы — импульсный и постоянный свет . В спорах о лучшем решении сломано немало копий, у каждого типа свои плюсы и минусы, и это тема для отдельного разговора.
Однако, практика показывает, что большая часть профессиональных студий чаще использует импульсный свет , создаваемый внешними вспышками-моноблоками. Они генерируют разный по продолжительности импульс, и в принципе разброс их характеристик достаточно широк. Это позволяет создавать качественное освещение и в маленьких, и в крупных студиях, но затрудняет выбор.
Обратите внимание на несколько важных критериев при покупке профессионального импульсного света.
Управление мощностью
Мощность студийного импульсного света варьируется от 100 до 1500 Дж и выше. Для работы на закрытой диафрагме, в просторных помещениях она должна быть большой и, что не менее важно, точно регулируемой. Тонкая подстройка позволяет точно создавать даже самые сложные световые схемы, добиваясь по-настоящему профессионального результата. Для студии рекомендуют выбирать не аналоговое, а электронное управление мощностью. Базовые системы регулируются до 1/32, а профессиональные — даже до 1/128. На рынке есть немало недорогих электронных моделей, в том числе с очень маленьким шагом регулировки — до 1/10 ступени.
Длительность импульса
Во многих случаях эта характеристика важнее других, но далеко не все фотографы и владельцы студий умеют с ней работать. Параметр обозначает время, за которое лампа моноблока гаснет до определенной величины — 50% (t 0,5) или, реже, 10%.
Базовый принцип выбора — чем короче импульс, тем лучше. На малой продолжительности вспышки (например, 1/12800 с при t 0,5) при небольшой мощности создаются фотографии с застывшей в движении текущей водой, замороженным всплеском от кубика льда, упавшего в бокал с коктейлем, пойманным в момент разбивания стеклом и тому подобное. Такие эффекты востребованы в коммерческой съемке, и стоит приобрести в студию моноблоки этого типа — они окупятся.
Время перезарядки
Характеристика, к которой очень требовательны профессиональные фотографы. При высоком темпе съемки совершенно недостаточно стандартных параметров — две-три секунды на перезарядку при мощности до 50%. Фотограф не сможет «поймать» нужный ему кадр, ведь порой приходится делать множество «залпов» камеры в секунду. Поэтому принцип выбора тот же — чем меньше время перезарядки , тем лучше.
Конструктивные особенности
В студийной вспышке предусматривают много важных конструктивных элементов:
- байонеты для крепления светоформирующих насадок;
- пилотные лампы для быстрой фокусировки на объекте и предварительной оценки светотеневого рисунка;
- системы охлаждения, влияющие на надежность, бесперебойность работы;
- дисплей на вспышке — если он есть, проще выставлять параметры для работы.
Байонет желательно выбирать универсальный, чтобы не иметь проблем с совместимостью моноблока с софтбоксами и рефлекторами. Большинство производителей доступных светоформирующих насадок (преимущественно азиатских) используют крепление Bowens, как у техники известной британской марки. Популярны байонеты по типу швейцарских Elinchrom. Альтернативный вариант — купить несколько переходников .
Мощность пилотного света в профессиональных моделях доходит до 1000 Дж. Такие лампы можно даже использовать в качестве постоянного источника (к примеру, при видеосъемке), поэтому не стоит ограничиваться стандартными 100 Дж. Мощный свет требует качественного охлаждения. Лучше, если оно будет активным — с вентилятором, обдувающим радиаторы и платы. При интенсивной работе пассивного охлаждения естественным воздухом недостаточно — вспышка перегреется.
Информация к размышлению
Безусловно, моноблоки — не единственный импульсный свет, который используют в студиях. Их рекомендуют дополнять студийными генераторами, но это специализированное и достаточно дорогое оборудование. Однако, системы с разнесенными блоками управления и вспышками — признак по-настоящему профессиональной студии. Они позволяют получить чистый, стабильный свет при любых настройках мощности. Выбрав хорошие моноблоки, не стоит останавливаться на достигнутых результатах. Совершенству, в том числе в вопросе импульсного света, предела нет.
Импульсный свет. Какой свет вообще существует
Глобально весь фотосвет делится на постоянный и импульсный. Постоянный свет представлен тремя технологиями:
Люминесцентный (флуоресцентный) — невысокая мощность, цветовая температура 5 500 К, доступная цена.
Галогенный — высокая мощность, цветовая температура 3 000 К.
Светодиодный — цветовая температура 5 500 К.
Импульсные источники света можно разделить на три форм-фактора:
- Накамерная вспышка.
- Студийный осветитель-моноблок.
- И их гибрид — внешние аккумуляторные вспышки с мощностью как у студийных, но с поддержкой TTL-режима и режима высокоскоростной синхронизации (HSS), как это реализовано в накамерных вспышках.
Слева направо: 1) накамерная вспышка; 2) внешняя аккумуляторная вспышка; 3) студийный осветитель.
Одним из важнейших показателей источника света является его мощность. Мощность постоянного света указывается в потребляемых Ваттах, а студийного импульсного в Джоулях (Вт/с), для накамерных вспышек указывается ведущее число. Если вспомнить, что в лампах накаливания большая часть потребляемой энергии переходит не в свет, а в тепло, то задача сравнения усложняется.
Для очень примерного сравнения постоянного света можно взять следующие цифры: вместо 1 Вт светодиодного света вам потребуется 1,5 Вт люминесцентного, 4,5 Вт галогенного и 7,5 Вт лампами накаливания. С импульсными источниками и того сложнее, поэтому покажем на примерах.
Кукла Йоды расположена на подоконнике, расстояние до источника света 3 метра.
На правом снимке галогенный осветитель — цветовая температура в 3 000 К плохо согласуется с дневным освещением, и даже 100 % мощности галогенной лампы не хватило на то, что бы сравниться со вспышкой (левый снимок) и правильно проэкспонировать магистра-джедая и город за ним. Если судить по экспозиции заднего плана, накамерная вспышка с ведущим числом 60 при максимальной мощности выиграла примерно 2 стопа против галогенного осветителя, вот только мощность вспышки в данном случае была установлена всего на 1/16 от максимальной.
Слева направо: 1) без вспышки; 2) 1/16; 3) 1/8; 4) 1/4; 5) 1/2; 6) 1/1.
Пример выше наглядно демонстрирует, что одна накамерная вспышка вполне способна компенсировать «неправильное» дневное освещение, чем и пользуются многие свадебные и репортажные фотографы, снимая «днем с огнем».
Для съемки в яркий день вспышка должна иметь режим высокоскоростной синхронизации (HSS) или камера должна оснащаться центральным затвором, в противном случае придется использовать ND-фильтры.
А вот пример, по которому сказать, с каким источником света снято, можно, только взглянув на exif. Оба снимка, что называется, «из камеры», баланс белого установлен по единственному источнику света «Дневной свет» для вспышки и «Лампы накаливания» для галогенного осветителя.
Постоянный свет в студии. Постоянный свет для видео в фотостудии
Правильная организация освещения профессиональной или домашней фотостудии сделает ваши фотографии эффектными и оригинальными. Наиболее рациональный способ – установка постоянного студийного освещения для создания оптимальных условий для съемки фото и
Принципы организации постоянного освещения
В качестве источника постоянного света может выступать любой стационарно установленный осветительный прибор искусственного света, способный длительно работать на протяжении всего периода фотосъемки. Чаще всего в этой роли выступает закрепленная на стене лампа, потолочное освещение или фонарик, выполняющий функции постоянной подсветки.
В итоге воздействия постоянного света определенной мощности мы получаем оптимальное соотношение света и тени и эффектный световой рисунок. Это достигается регулировкой положения осветительного прибора в студии. Если освещение слишком яркое, его интенсивность можно уменьшить при помощи различных модификаторов, а при необходимости – увеличить.
Постоянный свет помогает фотографу сразу увидеть общую картину и создаваемые светом эффекты, настраивая его в нужном ключе. Это облегчает работу непрофессионалам, позволяя настроить постоянный свет максимально эффективно.
В противоположность постоянному освещению настраивают импульсный свет. Его кратковременные вспышки освещают объект в момент снимка, позволяя поймать удачный кадр. С этой целью применяют фотовспышки, которые требуют опыта и профессионализма фотографа.
Основными параметрами постоянного света являются его мощность, индекс цветопередачи и цветовая температура. Мощность выбирают в зависимости от конкретных задач, если не требуется большая интенсивность света, то можно выбрать его источник послабее.
Цветовая температура колеблется от теплого света свечи до холодного оттенка пасмурного неба, в диапазоне от одной до десяти тысяч Кельвинов. Индекс цветопередачи характеризует способность передавать оригинальный цвет объекта в кадре, чем выше значение показателя, тем цветопередача точнее.
Когда нужно выбирать постоянное освещение
Принцип выбора постоянного студийного света основан на его преимуществах, которые этот тип освещения предоставляет для профессиональных фотографов.
1. Визуально различимый эффект в виде соотношения света и тени, который будет виден в кадре. Изменяя направление света, вы можете визуально подчеркнуть особенности объекта съемки, перенесенные в готовый кадр. Грамотно выставленный свет сразу создаст идеальные условия для полученных фотоснимков. Эта особенность позволяет создать расслабленную обстановку для фотографирования детских праздников или мероприятий с большим количеством людей. Отсутствие резкого мигания фотовспышки также подходит для съемки людей, которые закрывают глаза в кадре. Профессионалы считают, что постоянный свет более приятен для глаз и не создает напряжения при продолжительной фотосъемке.
2. Невысокая стоимость оборудования по сравнению с источниками импульсного света. Базовый комплект постоянного света будет стоить гораздо ниже, чем импульсный свет, а его надежность и практичность позволит создать идеальные условия для продолжительной эксплуатации.
3. Отсутствие необходимости в дополнительных настройках для съемки видео. Правильно установленный постоянный свет подходит для того, чтобы снимать эффектные видеоролики наряду с обычными кадрами.
Постоянный студийный свет имеет несколько недостатков в сравнении его с импульсным:
1. Сниженная интенсивность освещения.
2. Невозможность поймать кадр.
3. Нагревание оборудования при длительной работе.
4. Необходимость наличия постоянного источника питания.
Импульсный свет имеет большую интенсивность, не выделяет тепло, что может создать дискомфорт, и позволяет «заморозить» кадр при вспышке.
Типы постоянного освещения
Выделяют следующие типы постоянного освещения студии:
1. Галогенное – позволяет создать теплый, естественный свет в кадре, его создают обычные лампы, которые сильно греются при работе.
2. Светодиодное освещение образует подсветку холодного света, при этом появляется возможность менять такие параметры, как температура и интенсивность. Высокая стоимость светодиодных источников освещения связана с их высокой пожаробезопасностью и компактными размерами.
3. Флюоресцентное освещение помогает улучшить цветопередачу в кадре, но ниже по показателям цветовой температуры.
Постоянное освещение является идеальным источником света для студийной съемки, позволяя сразу определить, каким будет изображение в кадре, и исправить его недостатки. Постоянный свет доступен для профессионалов и новичков в студийных условиях, он удобен в работе и его легко настроить по приемлемой стоимости.
Импульсный свет схемы. Смешанный свет
Смешанный свет — это не столько про световые схемы, сколько про настройки камеры и общую идею. Подразумевается, что мы используем и постоянный свет, и импульсный, настраиваем фотоаппарат, а в результате получаем кадр с необычными цветовыми и световыми разводами и модель в фокусе (или почти в фокусе).
Импульсный свет схемы. Смешанный свет.
Смешанный свет — это не столько про световые схемы, сколько про настройки камеры и общую идею. Подразумевается, что мы используем и постоянный свет, и импульсный, настраиваем фотоаппарат, а в результате получаем кадр с необычными цветовыми и световыми разводами и модель в фокусе (или почти в фокусе).
Это позволяет создавать уникальные, необыкновенные и эмоциональные фотографии, которые могут вызвать у зрителя сильные эмоции и чувства. Смешанный свет — это отличный способ для фотографа, который хочет отличаться от остальных и создавать что-то новое и интересное.
Кроме того, смешанный свет может быть использован для создания контрастных и драматических кадров, что особенно актуально для жанров, таких как портрет, жанр, пейзаж и т.д. В целом, смешанный свет — это мощный инструмент для фотографа, который может помочь создавать уникальные и запоминающиеся фотографии.
Что нужно для съёмки со смешанным светом
- Источник постоянного света. Отвечает за размытие. Он должен быть мощным, чтобы импульсный свет не перебивал его, и они работали в паре.
- Источник импульсного света. Он будет «замораживать» модель.
- Светоформирующие насадки для импульсного света. Нужно, чтобы он направленно светил на модель, но максимально не касался окружения. Для этого нужен жёсткий направленный свет. Подойдут тубус или рефлектор. Можно снимать и с портретной тарелкой, но обязательно с сотами.
- Фактурный фон. Если фон будет не гладким, эффект размытия будет читаться сильнее. Подойдут мятые тканевые фоны, цветные, с различными узорами.
- Настройки фотоаппарата. Чтобы в кадре появилось размытие, нужно сделать выдержку более длинной. Подойдет ¼ и длиннее. Чем дольше фотоаппарат собирает свет, тем сильнее эффект размытия. С пересветом проще всего справляться закрытием диафрагмы в диапазоне от f/8 до f/16, либо наденьте на объектив нейтральный серый фильтр, который поглощает свет. Точные значения зависят от мощности света и расстояния его от модели.
- Движение. Чтобы проявить эффект размытия, попросите модель сделать шаг в сторону, подвигать руками, повернуть голову, либо подвигайте камерой после нажатия на кнопку спуска затвора.