Скороговорки: как улучшить дикцию и звукопроизношение
- Скороговорки: как улучшить дикцию и звукопроизношение
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое скороговорки и для чего они предназначены
- Как скороговорки помогают улучшить дикцию и звукопроизношение
- Какие основные звуки можно отрабатывать с помощью скороговорок
- Как правильно использовать скороговорки для максимальной эффективности
- Какие самые распространенные ошибки при произнесении скороговорок
- Какие примеры простых и сложных скороговорок для начинающих
- Может ли использование скороговорок улучшить речь у детей
- Как часто нужно практиковаться в скороговорках для видимого прогресса
- Какие дополнительные упражнения можно сочетать со скороговорками для лучшего результата
Скороговорки: как улучшить дикцию и звукопроизношение
Что такое скороговорки и почему они важны
Скороговорки — это уникальные речевые упражнения, которые помогают улучшить дикцию, звукопроизношение и общую выразительность речи. Они представляют собой фразы или предложения, которые требуют быстрого и четкого произнесения. Регулярное практикование скороговорок способствует развитию речевых навыков, укрепляет мышцы артикуляционного аппарата и повышает уверенность в общении.
Эти упражнения особенно полезны для детей, изучающих родной язык, а также для взрослых, желающих улучшить свою речь. Скороговорки помогают:
- Развивать четкость и точность произношения;
- Укреплять речевые мышцы;
- Повышать скорость и плавность речи;
- Развивать слуховую память и внимание.
Как правильно работать со скороговорками
Чтобы добиться максимального эффекта от практики скороговорок, важно соблюдать несколько простых правил.
1. Начинайте с медленного темпа
Не пытайтесь сразу говорить быстро. Начните с медленного произнесения каждой фразы, следя за тем, чтобы каждое слово звучало четко и отчетливо. Постепенно увеличивайте скорость, как только почувствуете уверенность.
2. Артикулируйте правильно
Обращайте внимание на правильное положение языка, губ и зубов. Артикуляция — это основа четкой речи. Попробуйте перед зеркалом, чтобы видеть, как движутся ваши губы и рот.
3. Практикуйте регулярно
Регулярность — ключевой фактор в улучшении дикции. Постарайтесь выделить несколько минут каждый день для практики скороговорок. Делайте это с удовольствием, превращая занятие в игру или творческий процесс.
Примеры эффективных скороговорок
Скороговорка | Цель |
---|---|
«Перепончатые пингвины пьют пиво.» | Развивает произношение звука «п» и «пь». |
«Трижды тревожно трусливый трактирщик.» | Упражняет звук «т» и «тр». |
«Шестьдесят шесть серебряных шилелей.» | Помогает освоить звук «ш» и «щ». |
«Валентин Валентинович Валентинов.» | Развивает произношение звука «в» и «вл». |
Дополнительные упражнения для улучшения дикции
Помимо скороговорок, существуют другие эффективные методы, которые помогут улучшить вашу речь.
1. Дыхательные упражнения
Хорошо развитая дыхательная система необходима для поддержания устойчивой речи. Попробуйте следующие упражнения:
- Вдохните глубоко через нос на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, а затем выдохните через рот на 6 счетов.
- Делайте быстрые вдохи и выдохи, повторяя звуки «х», «ф», «в».
2. Артикуляционные упражнения
Эти упражнения помогут укрепить мышцы лица и рта, что улучшит вашу артикуляцию.
- Махайте губами, как бы подувая воздух.
- Делайте круговые движения ртом: сначала большими, затем меньшими.
- Тяните язык то вперед, то назад.
3. Слуховая тренировка
Хорошо развитый слух помогает лучше воспринимать звуки и их различия. Попробуйте:
- Слушать аудиокниги или подкасты, стараясь уловить каждое слово.
- Повторять за диктором, следя за тем, чтобы ваша речь была похожей на его.
- Записывайте речь и анализируйте ее.
Заключительные советы
Помните, что улучшение дикции и звукопроизношения — это процесс, который требует времени и терпения. Не бойтесь ошибаться — они являются частью обучения. Используйте скороговорки как веселый и эффективный способ сделать свою речь более четкой и выразительной. Экспериментируйте, находите свои любимые упражнения и делайте их частью вашего ежедневного распорядка.
С регулярной практикой вы сможете не только улучшить свою речь, но и стать более уверенным в общении. Удачи в вашем пути к совершенству речи!
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие скороговорки наиболее эффективны для улучшения дикции у детей
Скороговорки, которые содержат повторяющиеся звуки или сложные комбинации звуков, особенно полезны для детей. Например, "Три товарища тащили трын-траву" помогает отработать звук "т" и его различные комбинации. Также полезны скороговорки с рифмой и ритмом, такие как "На дворе дуб, под дубом собака,sobака лает, дуб не растёт". Они не только улучшают дикцию, но и развивают слуховое восприятие. Важно выбирать скороговорки, соответствующие возрасту ребенка, чтобы избежать разочарования и сложностей. Постепенно увеличивая скорость и сложность, можно добиться значительного прогресса в произнесении звуков.
Вопрос 2: Какие скороговорки рекомендуются для отработки шепелявости
Для отработки шепелявости подходят скороговорки, в которых часто встречаются звуки "с", "з", "ц". Например, "Серый серенький смотрел на серебро" помогает повторить звук "с" в разных положениях. Также полезна скороговорка "Цыпа-цыпа, цыпа-цыпа, цыпа-цыпа-цып", где звук "ц" повторяется много раз. Важно произносить их медленно сначала, чтобы правильно сформировать звуки, а затем постепенно увеличивать скорость. Работа с логопедом или педагогием также может быть полезной для более эффективного результата.
Вопрос 3: Какие скороговорки помогают отработать звуки "р" и "л"
Для отработки звуков "р" и "л" подходят скороговорки, в которых эти звуки часто повторяются. Например, "Роза упала на лапу Азора" помогает чередовать звуки "р" и "л". Также полезна скороговорка "Ларек с леденцами, леденцами, леденцами", где звук "л" повторяется много раз. Важно обратить внимание на правильное положение языка при произнесении этих звуков: для "р" язык должен вибрировать у верхнего нёба, а для "л" — касаться верхнего нёба. Постепенное увеличение скорости произнесения поможет закрепить навык.
Вопрос 4: Какие скороговорки подходят для взрослых, желающих улучшить свою дикцию
Для взрослых, желающих улучшить дикцию, подходят сложные скороговорки с быстрой сменой звуков и ритмом. Например, "Пять пьяных пекариных пекут пирожки" помогает отработать звуки "п" и "р". Также полезна скороговорка "Яблоко на шалаше, шалаш на яблоке", где требуется четкое произнесение гласных и согласных звуков. Важно практиковаться регулярно, начиная с медленного произнесения и постепенно увеличивая скорость. Это поможет не только улучшить дикцию, но и повысить уверенность в речи.
Вопрос 5: Какие скороговорки помогают развивать ритм и интонацию
Для развития ритма и интонации подходят скороговорки с четким ритмом и музыкальностью. Например, "На дворе дуб, под дубом собака, собака лает, дуб не растёт" имеет ритмичный характер, что помогает развивать чувство ритма. Также полезна скороговорка "Три кита утихомирить, три кита утопить, три кита утихомирить". Важно произносить их с акцентом на ударные слоги и следить за паузами между словами. Это помогает не только улучшить дикцию, но и сделать речь более выразительной.
Вопрос 6: Какие скороговорки рекомендуются для отработки звуков "в" и "ф"
Для отработки звуков "в" и "ф" подходят скороговорки, в которых эти звуки часто встречаются. Например, "Федя на фоне федерации федерально фыркает" помогает повторить звук "ф". Также полезна скороговорка "Вася на вазоне вязал вафли", где звук "в" повторяется много раз. Важно обратить внимание на правильное положение губ при произнесении этих звуков: для "в" губы должны быть слегка округлены, а для "ф" — разведены в стороны. Постепенное увеличение скорости произнесения поможет закрепить навык.
Вопрос 7: Какие скороговорки помогают отработать звуки "ш" и "ж"
Для отработки звуков "ш" и "ж" подходят скороговорки, в которых эти звуки часто повторяются. Например, "Шесть шекспировых шашек шли через шоссе" помогает повторить звук "ш". Также полезна скороговорка "Жужа за жужой жужжит жужжалку", где звук "ж" повторяется много раз. Важно обратить внимание на правильное положение языка при произнесении этих звуков: для "ш" язык должен касаться верхнего нёба, а для "ж" — находиться немного ниже. Постепенное увеличение скорости произнесения поможет закрепить навык.
Что такое скороговорки и для чего они предназначены
Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией . Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш ) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.
Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь); «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (всё невпопад, неудачно); «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же).
— В. Даль. Пословицы русского народа
Также во многих языках существуют слова и фразы, сложные для произношения людям, язык фразы для которых не родной. Такие слова и фразы называются « шибболет ». В научной и научно-методической литературе представлены разные подходы к изучению и систематизации скороговорок и скороговорный текстов как традиционных, так и современных, в том числе авторских скороговорок. В книге "Скороговорки. Этнопедагогика и современность" редакторы указывают на картотеку скороговорок содержащую более 1100 текстов, из которых около 450 ими опубликовано с комментариями и научно-методическими материалами.
Русский язык:
Польский язык:
Чешский язык:
Латышский язык:
Английский язык:
Betty Botter bought a bit of butter.
«But», she said, «this butter’s bitter!
If I put it in my batter,
It will make my batter bitter!»
So she bought a bit of butter
Better than her bitter butter,
And she put it in her batter,
And her batter was not bitter.
So 'twas better Betty Botter bought
A bit of better butter.
( слушать о файле )
Немецкий язык:
Датский язык:
Шведский язык:
Французский язык:
Валлонский язык:
Испанский язык:
El cielo está enladrillado, ¿quién lo desenladrillará? El desenladrillador que lo desenladrille, buen desenladrillador será. ( слушать о файле )
Греческий язык:
Μια εκκλησιά μολυβδωτή, μολυβδοκοντυλογλυπτοπελεκητή, ποιος την μολυβδοκοντυλογλυπτοπελέκησε; Ο γιος του μολυβδοκοντυλογλυπτοπελεκητή; Αν είχα εγώ τα σύνεργα, τα μίνεργα του γιου του μολυβδοκοντυλογλυπτοπελεκητή, θα τη μολυβδοκοντυλογλυπτοπελεκούσα καλύτερα από το γιο του μολυβδοκοντυλογλυπτοπελεκητή. ( слушать о файле )
Албанский язык:
Венгерский язык:
Egy picike pocakú picike pocok pocakon pöckölt egy picike pocakú picike pockot, mire a pocakon pöckölt, picike pocakú pocok pocakon pöckölte az őt pocakon pöckölő, picike pocakú pockot. ( слушать о файле )
Баскский язык:
-Kukurruku!
-Zer diozu?
-Buruan min.
-Zeinek egin?
-Axerko non da?
-Errotapian.
-Zertan?
-Baxakanak biltzen.
-Baxakanak zertako?
-Olluari emateko.
-Ollua zertako?
-Arrautza egiteko.
-Arrautza zertako?
-Apaizari emateko.
-Apaiza zertako?
-Meza emateko.
-Meza zertako?
-Gu ta mundu guziya salbatzeko.
Как скороговорки помогают улучшить дикцию и звукопроизношение
- Скороговорки помогают развивать артикуляцию и правильное произношение звуков. Это особенно полезно для детей с трудностями в развитии речи.
- Скороговорки помогают развивать анализ речи на слух и восприятие звукового ряда. Когда мы слышим скороговорку, наш мозг учится делить звуки на составные части и правильно их воспринимать. Это тренирует нашу способность различать и анализировать звуковые сигналы. В результате люди становятся внимательнее к звучанию речи.
- Скороговорки способствуют развитию памяти и концентрации. Для успешного повторения сложных фраз необходимо запомнить правильный порядок звуков и их комбинацию. Это требует усиленного внимания и фокусировки на задаче, поэтому скороговорки — это еще и тренинг для памяти и способности удерживать информацию.
- Кроме того, использование скороговорок в обучении помогает развивать творческое мышление и логику. Некоторые скороговорки содержат игровые элементы, загадки или сюжетные ситуации, которые требуют ассоциативного и логического мышления для понимания и правильного произношения. Это развивает способность к абстрактному мышлению, креативности и яркому воображению.
- Частое повторение сложных скороговорок тренирует голосовые связки и способность говорить четко и громко. Поэтому скороговорки — полезное упражнение для актеров, ведущих, учителей и всех, кто нуждается в хорошей артикуляции.
- Наконец, скороговорки помогают повысить уверенность в себе и развить выразительную речь.
Какие основные звуки можно отрабатывать с помощью скороговорок
Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».
Порядок работы
Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:
- Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
***
Ткет ткач ткани на платки Тане.
***
Маша под душем моет шею и уши.
***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
***
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;
***
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
***
С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
***
У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
***
Поля пошла полоть петрушку в поле.
***
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
***
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
***
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Как правильно использовать скороговорки для максимальной эффективности
Радиоведущий должен обладать множеством навыков. Один из основных – правильная и четкая речь. Поговорим о том, как выработать в себе это умение. Вы ведь согласны, что четко говорить должен не только ведущий? Да и потом, неизвестно, как жизнь повернется. А вдруг завтра, вы устроитесь работать на радио или телевидение? ИА "Амител" публикует самые популярные среди ведущих скороговорки, с помощью которых можно значительно улучшить четкость произношения.
Как правильно читать скороговорки?
Специалисты советуют перед чтением скороговорок разогреть мышцы неба. Для этого нужно в ровном темпе произнести три раза согласные "Г" и "К". Затем с полуоткрытым ртом также три раза произнести гласные "О", "А" и "Э". После этого расслабляем мышцы и представляем, что полощем рот.
В первый раз читайте скороговорку таким образом, чтобы гласные звуки были почти беззвучными. А вот согласные нужно произносить громко и четко. После этого скороговорку произносите в полный голос.
Чтобы улучшить дикцию, читайте скороговорку, зажав нос пальцами. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.
В первый раз прочтите скороговорку медленно, постепенно увеличивая темп.
Шесть скороговорок для диктора
1. Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
3. У вас наш нож у нас ваш нож.
4. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
5. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов
6. И наконец, знаменитая веселая и самая длинная в мире скороговорка "Лигурия" , с помощью которой "разогреваются" перед эфиром ведущие.
"В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка".
Какие самые распространенные ошибки при произнесении скороговорок
Новая подборка скороговорок для чистой дикции! Поехали!
✔️Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
✔️ На горе Арарат рвала Варвара виноград.
✔️Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Получается? Давайте уровень сложнее
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке из костяных пластинок черепашья рубашонка.
Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом.
Щебетал щегол с щеглихой, Щекотал своих щеглят, А щеглиха-щеголиха, И щеглята-щеголята, По щеглиному пищат.
Ну а теперь задание со звездочкой!
✅ Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи — не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.
Какие примеры простых и сложных скороговорок для начинающих
- Скоро весна, ведь весна скоро! – Эта скороговорка предлагает отработать четкое и быстрое произношение “с” и “в”, создавая мелодичный ритм в словах.
- Три тучки, тученьки три, три тучки-сестрички. – Этот пример учит нас справляться с буквами “т” и “ч”, а также обучает речь находить равновесие между скоростью и четкостью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – Эта скороговорка позволяет отработать произношение “ш” и “с”, а также контроль над артикуляцией.
- Светлые свечи сверкали в сумерках. – Эта скороговорка помогает отработать звук “с” и “в” и развивает навык правильной артикуляции.
- По двору дворовая собака дрова дровами давала. – Здесь мы имеем дело с повторяющимися “д” и “в”, что способствует развитию четкости и произношению.
- Красная коробка с крошками картошки. – Эта скороговорка учит нас контролировать звук “к” и различать “с” и “ш” в словах.
- Трое тараканов тащили тяжелый тюк травы. – Здесь важно правильное произношение “т” и “тяж”, что требует хорошей дикции.
- Семь сорок сорок. – Это упражнение, которое обучает произношению “с” и повторяющемуся звуку “р”.
- Папа Карло клал картошку в карманы. – Эта скороговорка предлагает практику букв “к” и “л”, а также учит управлять скоростью произношения.
- Синий сапог с сиренью, сирень с синим сапогом. – Здесь фокус на созвучных “с” и “с”, что требует точности и четкости.
- Злой заяц за глаза зайчиху зацеловал. – Эта скороговорка помогает сосредоточить внимание на произношении “з” и развивает четкость.
- Мама мыла раму и рыжий рюкзак. – Здесь у нас есть буквы “м”, “р”, и “рж”, которые требуют правильного артикуляции и ритма.
- Гриша грыз гречку, гречку грыз Гриша. – Эта скороговорка развивает навык произношения “г”, “ж” и “к”, а также помогает контролировать скорость речи.
Может ли использование скороговорок улучшить речь у детей
Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.
Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.
Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.
Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать разочарование или отвращение к подобным занятиям. Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.
В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:
- Способствует формированию общеречевых навыков и умений за счёт артикуляционного праксиса и артикулярной моторики.
- Помогает совершенствованию орфоэпии речи за счёт коррекции произношения звуков на таких этапах, как дифференциация и автоматизация звуков.
- Исправляет дефекты, присутствующие в слоговой структуре и процессах звуконаполняемости слов.
- Обогащает и актуализирует словарь.
- Развивает память, внимание и восприятие звуков на слух.
- Развивает фонематические процессы.
- Выполняет профилактическую функцию при наличии нарушений произношения отдельных звуков, письма и чтения у дошкольников.
- Способствует приобщению детей к русской культуре, знакомит с её истоками.
Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:
- Моторная дислалия (функциональная/механическая);
- Стёртые формы дизартрии;
- Нарушения в звукопроизношении, связанные с возрастными изменениями.
Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.
- Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
- Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
- Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.
Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.
Как часто нужно практиковаться в скороговорках для видимого прогресса
Начиная занятия, нужно помнить, что темп для скороговорок наращивают постепенно. Сначала их проговаривают медленно.
Темп ускоряется по мере запоминания и выработки дикции. Для наглядности возьмем такой пример: «У Пети и Сани спит сом с усами».
Итак, порядок произношения должен быть таким:
- Начиная разучивать стишки, проговаривайте их сначала медленно и тихо, даже просто одними губами, без звуков.
- Потом пробуйте произносить также медленно, но уже перейдите на шепот и, выговаривая каждый звук четко, повторите несколько раз.
- После этого можете переходить на естественный тон и темп произношения. Теперь каждый следующий раз повторения скороговорки, наращиваем все больший темп. До тех пор, пока не выйдет проговорить фразу быстро и без остановки, но, при этом, главный акцент делайте именно на артикуляции, потому что главное в занятиях не скорость проговаривания, а дикция.
- И в конце занятия нужно пробовать немного усложнить произношение, наполнив свой рот конфетами, орехами, камешками или косточками. Набирайте их по обе щеки и сначала медленно, а потом с каждым разом все быстрее и быстрее проговаривайте. И так до тех пор, пока с полным ртом у вас не выйдет полноценное высказывание для дикции.
Занятия для развития дикции нужно проводить ежедневно, по полчаса каждый раз, чтобы за короткий срок получить первые позитивные результаты.
Главное, чтобы это вошло в привычку. Тогда точно можно достичь желаемого от занятий.
Какие дополнительные упражнения можно сочетать со скороговорками для лучшего результата
С помощью ритмичного повторения одних и тех же звуков удается достичь правильной артикуляции. Постоянное использование подобранных скороговорок позволяет сделать речь четкой и правильной. На начальных этапах рекомендуется использовать простые скороговорки, постепенно увеличивая темп произношения. После достижения успеха с простыми предложениями можно приступить и к более сложным заданиям.
Помните: дело не в скорости произношения, а в вашем старании буквально «вылепить» губами каждый звук. Например, при проговаривании звука «а», убедитесь, что вы как можно ниже опускаете нижнюю челюсть, при произнесении «о» максимально вытягивайте губы как хобот, а когда проговариваете звук «и», то старайтесь растянуться в улыбке. В скороговорках со сложным сочетанием согласных тщательно проговаривайте каждый звук, при необходимости повторяя одно и то же слово, пока не получите эффект, который вас удовлетворит. Вот примеры предложений для регулярной тренировки.
- Скороговорки на «П-Б»
Добыл бобыль бобов.
Бдит блин кот – кот бдит блин.
Бобр добр до бобра. Добры бобры идут в боры.
Бомбардир бомбардировал Брандербург.
Пекарь пёк пироги в печи.
Под плетень, в тень Топор в пень-дзень.
Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Скороговорки на «Т-Д»
Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги все истопали.
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята – здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.
Скороговорки на «Г-К»
Гоге дога не догнать, и догу Гогу не догнать.
Гусеницам грусть: грызун груздь.
Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.
Варит буква К картошку. Для козленка и для кошки. Кошки не едят картошку, дайте кашки ей немножко.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Канат у Натки, нитки у Никитки.