Новое время

Полезная информация обо всём

Удивительные факты о развитии детей: 10 научных открытий

20.10.2024 в 05:11
Содержание
  1. Удивительные факты о развитии детей: 10 научных открытий
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие научные факты о развитии детей были установлены в последние годы
  4. Какие научные исследования проводились в отношении детей
  5. Какие факты о детях были установлены в результате научных исследований
  6. Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований
  7. Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований в последние годы
  8. Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований в последние годы

Удивительные факты о развитии детей: 10 научных открытий

Следить за новостями в области психологии и науки необходимо каждому родителю. Ведь открытия ученых часто помогают избежать ошибок в воспитании детей.

По результатам многочисленных исследований, самое быстрое и масштабное развитие мозга происходит до 2 лет, а к 3 годам размер детского мозга составляет 90% от взрослого. В этот период формируется огромное количество нейронных связей, а мозг работает вдвое активнее, чем у взрослого. Это важно учитывать при планировании детского развития. В «» мы начинаем заниматься с детьми с года в центре раннего развития, а к трем годам они уже выбирают более узкое направление и получают профессиональные навыки.

Проанализировав 13 исследований о влиянии физических нагрузок на интеллект с 2009 по 2019 годы, ученый Петер Бломстранд из Йёнчёпингского университета заявил, что умеренная физическая нагрузка способствует улучшению памяти и внимания, повышает способность к обучению. Таким образом, гармонизировать развитие ребенка можно, отдав его на танцы.

Интеллект можно натренировать — к такому выводу пришли ученые. Лучшими способами это сделать названы, ребусы, математические головоломки,. А вот телевизор, наоборот, тормозит интеллектуальное развитие. Немецкий ученый Райнер Пацлаф вывел прямую закономерность: чем больше времени человек проводит у телевизора, тем меньше у него объем знаний и скорость мышления.

Согласно исследованиям, проведенным психологом Дарсией Нарваэс, среда и семья играют важнейшую роль в формировании сознания и личности ребенка. Чем бережнее и внимательнее родители относятся к малышу, тем активнее в его мозге формируются связи, которые позже помогут ему преодолевать стресс. А чем больше доброжелательно настроенных взрослых будет в вокруг ребенка, тем быстрее пойдет развитие его интеллекта. Также Нарваэс выяснила, что активные игры на природе способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за творчество и эмпатию.

О том, что взрослые учат детей своим примером сказано немало, но научно подтвердил это эксперимент психолога Альберта Бандуры. Он составил случайную выборку из 72 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Часть детей наблюдала за агрессивным поведением взрослого одного с ними пола, часть — за агрессивной реакцией взрослого другого пола. Несколько детей наблюдали за неагрессивным поведением взрослых, а часть испытуемых вообще ни за кем не наблюдала. Потом детей заводили в комнату полную игрушек, но как только дети начинали играть, им строго запрещали это делать. Результаты были предсказуемы. Наиболее зло и несдержанно на запрет реагировали те дети, которые видели агрессивную реакцию взрослого одного с ними пола. Те же дети, которые видели спокойную реакцию взрослого, были гораздо спокойнее других участников.

Алгоритм решения жизненных задач для детей. Статья от специалистов детского продюсерского центра Имена Продакшн на Таганке.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Каковы отличительные черты развития детей в первые годы жизни

Ответ: В первые годы жизни у детей происходит быстрое развитие их тела, мозга и навыков общения. Они начинают ползать, стоять, ходить и говорить. У детей также развивается способность к эмоциям и социальным навыкам, таким как игра и взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Вопрос 2: Как влияет окружающая среда на развитие детей

Ответ: Окружающая среда играет важную роль в развитии детей. Дети, которые растут в стабильной и заботливой среде, обычно имеют лучшие результаты в развитии, чем дети, которые растут в неблагоприятной среде. Дети, которые имеют доступ к хорошему образованию, медицинскому обслуживанию и социальным возможностям, также имеют лучшие шансы на успех в жизни.

Вопрос 3: Как развиваются мозговые связи у детей

Ответ: Мозговые связи у детей развиваются в течение всей их жизни, но наиболее быстрый рост происходит в первые годы жизни. У детей происходит активный процесс синаптической пластичности, который позволяет им обучаться и адаптироваться к окружающей среде. Этот процесс продолжается в течение всей жизни, но наиболее интенсивный рост происходит в первые годы жизни.

Вопрос 4: Как развиваются эмоции у детей

Ответ: Эмоции у детей развиваются в течение всей их жизни, но наиболее быстрый рост происходит в первые годы жизни. У детей происходит активный процесс эмоционального развития, который позволяет им чувствовать и понимать свои эмоции и эмоции других людей. Этот процесс продолжается в течение всей жизни, но наиболее интенсивный рост происходит в первые годы жизни.

Вопрос 5: Как развиваются социальные навыки у детей

Ответ: Социальные навыки у детей развиваются в течение всей их жизни, но наиболее быстрый рост происходит в первые годы жизни. У детей происходит активный процесс социального развития, который позволяет им взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться к социальной среде. Этот процесс продолжается в течение всей жизни, но наиболее интенсивный рост происходит в первые годы жизни.

Вопрос 6: Как влияет уровень интеллекта на успеваемость детей в школе

Ответ: Уровень интеллекта может влиять на успеваемость детей в школе, но это не единственный фактор. Дети с высоким уровнем интеллекта обычно имеют лучшие результаты в обучении, чем дети с низким уровнем интеллекта. Однако, другие факторы, такие как мотивация, самодисциплина и социальные навыки, также могут влиять на успеваемость детей в школе.

Вопрос 7: Как влияет раса и этническая принадлежность на развитие детей

Ответ: Раса и этническая принадлежность могут влиять на развитие детей, но это не единственный фактор. Дети из различных расовых и этнических групп могут иметь различные культурные ожидания и опыты, которые могут влиять на их развитие. Однако, другие факторы, такие как социально-экономический статус, окружающая среда и доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, также могут влиять на развитие детей.

Какие научные факты о развитии детей были установлены в последние годы

В последние годы тема младенчества стала все пристальнее рассматриваться учеными: они исследуют развитие детей первого года жизни, проверяют их реакции и отслеживают вещи, которые прежде не имели научного объяснения. если суммировать все новые данные о том, как развиваются малыши, можно сделать вывод о том, какие они на самом деле удивительные создания!

1. Звучит банально, но дети очень быстро растут

Буквально! Мозг ребенка за первый год жизни увеличивается в 2 раза. К первому дню рождения размер мозга малыша будет составлять примерно 60% от размера мозга взрослого. А все потому, что в первые 12 месяцев жизни ребенок каждый день чему-нибудь учится. А если бы он еще и рос всю оставшуюся жизнь с той же скоростью, с которой растет в первый год, к совершеннолетию он был бы примерно 50-метровым.

2. Журнал Proceedings of the national опубликовал исследование, в котором говорится: дети начинают понимать слова и соотносить их со значениями

В очень раннем возрасте – с шести месяцев! Малыши в состоянии даже оценить факт, что называемые слова означают предметы разных форм и размеров. Самый большой скачок в развитии происходит с года до двух: в это время ребенок начинает помнить недавние события и действия, понимать символы, подражать, воображать и притворяться.

3. А еще маленькие дети понимают не только слова, но и действия и эмоции

Ученые из Университета Чикаго выяснили: первые признаки социального поведения появляются у малышей уже в возрасте семи месяцев: наблюдая за взрослыми, они копируют их, чтобы освоить разнообразные техники действий и научиться взаимодействовать. В возрасте около полутора лет малыши способны распознавать гнев и стараются избегать повторения такой реакции взрослого, корректируя свое поведение.

4. Прежде считалось, что умение улыбаться – приобретенный навык, который дети осваивают, общаясь с родителями

На деле это не так, ведь улыбаются даже те дети, что родились незрячими. Первые улыбки можно увидеть еще в утробе (готовясь к рождению, младенцы довольно шевелят лицом и строят гримасы), а затем – вскоре после рождения. На первых порах это рефлекторное действие не связано с коммуникацией с родителями. так называемая «социальная улыбка» в ответ на улыбку или сюсюканье появляется у ребенка в промежутке между шестой и двенадцатой неделями жизни. Осваивая смех, малыши смеются до 300 раз в день! для сравнения: взрослый смеется 20 раз максимум.

Какие научные исследования проводились в отношении детей

В 1960-е годы психолог Альберт Бандура решил узнать, копируют ли дети агрессивное поведение взрослых. Исследователь пригласил участвовать в эксперименте детей от 3 до 6 лет, поровну девочек и мальчиков. 72 участника разделили на 8 групп по возрасту, полу и уровню агрессивности.

В первой части эксперимента дети находились в одной комнате со взрослым и наблюдали за ним. Сначала взрослый спокойно играл с конструктором, а потом начинал бить куклу-клоуна по имени Бобо руками, молотком, пинать ее, бросать, садиться на нее верхом. Часть испытуемых наблюдала за агрессивным и неагрессивным поведением (взрослый просто играл с конструктором) человека своего пола, другая часть — за агрессивным и неагрессивным поведением человека противоположного пола. Контрольная группа не наблюдала ни за кем.

После этого детей по очереди заводили в комнату, где предлагали поиграть с красивыми игрушками, но примерно через 2 минуты их отбирали. Это было необходимо для того, чтобы ребенок разозлился. На последнем этапе ребенок переходил в третью комнату, где находились кукла Бобо, игрушечный молоток, конструктор и другие игрушки.

Исследование показало, что дети, которые были свидетелями агрессивного поведения взрослого, проявляли большую жестокость и агрессию по отношению к Бобо, чем остальные. А дети, наблюдавшие неагрессивное поведение взрослого, вели себя с куклой спокойнее. 

При этом дети чаще копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного; мальчики чаще девочек демонстрировали физическую агрессию. Этот эксперимент показал, что дети в большинстве случаев копируют модели поведения взрослых, а детская агрессивность может быть не врожденной, а приобретенной чертой.

Какие факты о детях были установлены в результате научных исследований

Германский ученый- генетик П. И. Беккер наблюдал за детьми, рожденными с пониженной массой тела, от худеньких матерей. Впоследствии, в течение жизни большинство из них становилось гипертониками с ожирением различной степени выраженности. Беккер установил, что недостаточность питания беременной женщины, низкие условия метаболизма в утробе матери и даже незначительная гипоксия (нехватка кислорода) во втором триместре беременности приводят к нарушению нейроонтогенеза. Эпигенетические параметры формируют фенотип, чувствительный к гипоксии и ишемии (недостатку кровоснабжения). Вследствие запущенной генетической программы, организм в любой неблагоприятной для себя ситуации будет стремится накопить запасы жировой ткани. Как утверждает современная наука, вместе с ожирением приходят и многие сопутствующие болезни сердечно-сосудистой системы , опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.

Первый вывод, беременная женщина должна получать все необходимые питательные вещества. Но генетики на этом не остановились. Они доказали, что такие факторы, как курение и прием алкоголя даже до беременности способны оказать влияние на будущий плод. Причем достаточно даже небольшой экспозиции никотина для развития процессов пролиферации и апоптоза в генах.

Исследовано 335 супружеских пар, принимавших алкоголь в дозировках, немного превышающих среднестатистические значения, до беременности и в момент зачатия. Генетическое влияние нездоровой привычки заключалось в том, что оказались сниженными экспрессия гена-переносчика серотонина и гена-переносчика дофамина у матери, а у ребёнка достоверно были снижены уровни этих гормонов в крови при рождении.

В генетической лаборатории проводили опыты над мышами-самцами, им вводили увеличенные дозы алкоголя, что вызвало глухоту у потомства.

Генетики изучили также вопрос влияния хронического материнского стресса. Высокая экспозиция гормонов глюкокортикоидов у беременной женщины также формирует фенотип, чувствительный к гипоксии и ишемии у плода. Кроме того, что высокий психо-эмоциональный стресс детерминирует (определяет) преждевременные роды , он на генетическом уровне потенцирует весо-ростовые изменения плода. Для снижения влияния неблагоприятных факторов беременным рекомендуется прохождение специального курса массажа (шейно-воротниковой зоны) и использование психологических практик.

Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований

Следить за новостями в области психологии и науки необходимо каждому родителю. Ведь открытия ученых часто помогают избежать ошибок в воспитании детей.

По результатам многочисленных исследований, самое быстрое и масштабное развитие мозга происходит до 2 лет, а к 3 годам размер детского мозга составляет 90% от взрослого. В этот период формируется огромное количество нейронных связей, а мозг работает вдвое активнее, чем у взрослого. Это важно учитывать при планировании детского развития. В «» мы начинаем заниматься с детьми с года в центре раннего развития, а к трем годам они уже выбирают более узкое направление и получают профессиональные навыки.

Проанализировав 13 исследований о влиянии физических нагрузок на интеллект с 2009 по 2019 годы, ученый Петер Бломстранд из Йёнчёпингского университета заявил, что умеренная физическая нагрузка способствует улучшению памяти и внимания, повышает способность к обучению. Таким образом, гармонизировать развитие ребенка можно, отдав его на танцы.

Интеллект можно натренировать — к такому выводу пришли ученые. Лучшими способами это сделать названы, ребусы, математические головоломки,. А вот телевизор, наоборот, тормозит интеллектуальное развитие. Немецкий ученый Райнер Пацлаф вывел прямую закономерность: чем больше времени человек проводит у телевизора, тем меньше у него объем знаний и скорость мышления.

Согласно исследованиям, проведенным психологом Дарсией Нарваэс, среда и семья играют важнейшую роль в формировании сознания и личности ребенка. Чем бережнее и внимательнее родители относятся к малышу, тем активнее в его мозге формируются связи, которые позже помогут ему преодолевать стресс. А чем больше доброжелательно настроенных взрослых будет в вокруг ребенка, тем быстрее пойдет развитие его интеллекта. Также Нарваэс выяснила, что активные игры на природе способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за творчество и эмпатию.

О том, что взрослые учат детей своим примером сказано немало, но научно подтвердил это эксперимент психолога Альберта Бандуры. Он составил случайную выборку из 72 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Часть детей наблюдала за агрессивным поведением взрослого одного с ними пола, часть — за агрессивной реакцией взрослого другого пола. Несколько детей наблюдали за неагрессивным поведением взрослых, а часть испытуемых вообще ни за кем не наблюдала. Потом детей заводили в комнату полную игрушек, но как только дети начинали играть, им строго запрещали это делать. Результаты были предсказуемы. Наиболее зло и несдержанно на запрет реагировали те дети, которые видели агрессивную реакцию взрослого одного с ними пола. Те же дети, которые видели спокойную реакцию взрослого, были гораздо спокойнее других участников.

Алгоритм решения жизненных задач для детей. Статья от специалистов детского продюсерского центра Имена Продакшн на Таганке.

Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований в последние годы

Российские дети мечтают спасать экологию планеты, помогать людям с ОВЗ и заниматься социальным бизнесом

Четвертый год в сети исторических парков «Россия – моя история» в 25 крупных российских городах проходит мультимедийная выставка-практикум «Лаборатория будущего». В выставочном проекте школьники-участники проекта ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» выбирают профессию. По данным исследования, проведенного авторами проекта, российские дети мечтают спасать экологию планеты и бездомных животных, помогать людям с ограниченными возможностями здоровья и заниматься социальным бизнесом или другим ориентированным на человека делом.

Выставка «Лаборатория будущего» проходит весной и осенью, когда идут занятия в школах. В формате профориентационного квеста учащиеся 6-11 классов знакомятся с рынком труда, отраслями и профессиями под руководством тьюторов. Девять профессиональных сред проекта «Билет в будущее» представлены в интерактивных тематических залах, где ребята подробно узнают и взаимодействуют со специальностями каждой отрасли.

«Мультимедийный профориентационный квест увлекает и впечатляет детей. Это так заметно, когда ребенок уже здесь на выставке задумывается о возможностях, о развитии своего потенциала. Школьники с удивлением узнают о профессиях, названия которых они даже никогда не слышали, и потом признаются, что именно интерактивная игра вдохновила узнавать больше о специальности, которая их заинтересовала», – рассказал Дмитрий Эйрих, тьютор всероссийского проекта «Билет в будущее», научный сотрудник исторического парка в Саратове.

По данным исследовательского центра «Лаборатории будущего», самыми востребованными среди российских детей стали среды «Здоровая», «Комфортная» и «Социальная», то есть такие отрасли, как экология, социальные сфера (инклюзия, безработица, волонтерство, бездомные животные). Также по-прежнему подростков привлекают профессии, связанные с информационными технологиями, с силовыми структурами, в частности, со спасением жизни, и с творчеством – это среды «Умная», «Безопасная» и «Креативная». Особенно подростков притягивают интерактивы по кибербезопасности и виртуальной реальности, секции, посвященные блогингу и созданию контента.

Активно школьники проявляют любознательность и творчество в практической части выставки «Социальное предпринимательство», где создают проекты, которые педагоги отмечают для дальнейшей работы в классе. Чаще всего дети предлагают волонтерские программы, экологические проекты по переработке мусора и защите окружающей среды, в том числе от лесных пожаров, проекты для решения проблем людей с ограниченными возможностями, пенсионеров, безработных и бездомных, мигрантов, бродячих животных и другие инициативы для улучшения социальной сферы в стране.

«Я посетил выставку «Лаборатория будущего», и она мне очень понравилась! На выставке можно было узнать о многих профессиях, которые активно развиваются, а также о тех, что уже существуют. Особенно интересно было познакомиться с направлениями, которые только начинают развиваться. Я считаю, что эта выставка будет очень полезна для молодёжи, которая хочет определиться с будущей профессией. Здесь можно было не только узнать много нового, но и понять, чем хочется заниматься в будущем», — делится впечатлениями ученик 10 класса Богдан Кагиров.

Созданная в жанре мультимедийного квеста выставка-практикум вызвала большой интерес у школьников, многие из которых посетили ее не один раз.

Для участников проекта ранней профориентации «Билет в будущее» мультимедийная выставка-практикум «Лаборатория будущего» в сентябре открылась в 15 исторических парках «Россия – моя история». В ближайшие несколько недель экспозиция откроется во всех парках сети и продлится до середины ноября. С 2021 по 2024 год профориентационный выставочный проект посетили полмиллиона российских школьников.

Какие факты о развитии детей были установлены в результате научных исследований в последние годы

Первое, что отмечают у современных детей опытные педагоги – это недоразвитие мелкой и крупной моторики. Движение и предметное действие является первой и практически единственной формой проявления активности и самостоятельности в раннем детстве (до 3-х лет). У детей, долго сидящих перед экраном, нарушено чувство собственного движения и пространственный образ себя. Известно, что переживание себя в пространстве, чувство своей телесности – исходная точка всех видов активности и основа практически всех линий развития ребенка в раннем возрасте. Многие проблемы в развитии (в том числе, несформированность произвольного поведения, трудности в освоении письма) связаны как раз с несформированностью телесного самовосприятия (Пацлав, 2002; Смирнова, Абулаева, 2009).

Другая характерная особенность современных детей – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.

Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем, включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и эмоциями. Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребенка, не побуждают к действию и остаются «пустым звуком».

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения и сознания себя в целом. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая дает устойчивость и независимость человеку. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий.

Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня сюжетной игры. Известно, что именно в этой детской деятельности складываются главные новообразования дошкольного возраста: воображение, произвольность, самосознание, коммуникативные способности. Однако уровень развития игры современных дошкольников существенно снизился. Наше исследование, в котором участвовали дошкольники 5–6 лет из ДОУ Москвы показало, что низкий уровень игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Высокий уровень игры, который полвека назад считался возрастной нормой для старших дошкольников, в настоящее время является исключением (Смирнова, Гударева, 2004; Смирнова, Рябкова, 2013). Но игра может задавать зону ближайшего развития, т.е. быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития. У дошкольников с низким уровнем игры, остается неразвитой произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности. Ведь игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и главное хотеть действовать правильно. Не умея развернуто и самостоятельно играть, дети не могут содержательно и творчески занять себя. Наши последние эксперименты показали, что большинство современных дошкольников не проявляют никакой инициативы, когда им предоставляется свобода действий в открытой ситуации. Они постоянно чувствуют себя в ситуации выполнения заданий взрослого и без таких заданий и инструкций не могут придумать себе занятия или создать свой игровой замысел. Как правило, дети ждут указаний от взрослого или выбирают только знакомые и социально-приемлемые виды деятельности (как правило, рисование). Лишь отдельные дети (не более 10%) пытаются создать воображаемую ситуацию или хотя бы игровые замещения. Оставшись без руководящих указаний взрослых и без планшета, они теряются, не знают, что им делать.