Простые эксперименты для детей в домашних условиях: как развить любопытство и навыки детей
- Простые эксперименты для детей в домашних условиях: как развить любопытство и навыки детей
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое простые эксперименты для детей
- Какие эксперименты можно провести дома
- Какие навыки развиваются при проведении экспериментов
- Как выбрать подходящий эксперимент для своего ребенка
- Какие материалы и инструменты необходимы для проведения экспериментов
- Как подготовиться к проведению эксперимента
- Как провести эксперимент с ребенком
- Как объяснить ребенку результаты эксперимента
Простые эксперименты для детей в домашних условиях: как развить любопытство и навыки детей
Маленькая девочка что-то капает в пробирку: Freepik
Дети воспринимают опыты как волшебство. Это эффективный способ знакомить их с законами окружающего мира. Пояснения взрослых пробудят любопытство и стремление исследовать мир.
Какие есть простые опыты для детей? Малышей впечатляют опыты с магнитами и шипучей пеной. Младших школьников заинтересуют эксперименты с сухим льдом, опыты, которые объясняют природу вакуума и знакомят их с кислородом и углекислым газом.
Опыт «Вулкан»
Какие провести интересные опыты для детей в детском саду? В песочнице или раковине можно устроить настоящее извержение вулкана, а детский утренник разнообразить представлением с порхающими бабочками.
Девочка проводит опыт «Вулкан»: YouTube/Sofiia's Steps
Для опыта «Вулкан» понадобятся такие приспособления и вещества:
- пластиковая бутылка объемом 1–1,5 л со срезанной верхней частью;
- небольшой стаканчик;
- пищевая сода и уксус;
- средство для мытья посуды;
- пищевой краситель желтого, оранжевого или красного цвета.
Опыт проводите так:
- Вместе с детьми заройте пластиковую бутылку в песок так, чтобы верхняя часть оставалась открытой.
- На дно бутылки насыпьте 1 ст. л. соды и влейте 1 ч. л. средства для мытья посуды.
- В маленький стаканчик отлейте около 50 мл уксуса, добавьте в него краситель.
- Вылейте уксус в пластиковую бутылку, зарытую в песок.
Детям поясните, что бурная реакция соды и уксуса пройдет с выделением большого количества газа. Они увидят, как из «кратера» пойдет цветная пена, словно лава из вулкана, зальет весь окружающий ландшафт. Опыт можно повторять много раз, давая вливать уксус каждому ребенку. Этот эксперимент можно провести и без песка. Достаточно емости поставить в глубокую миску или раковину.
Опыт с магнитами «Порхающие бабочки»
Опыты с магнитами очень увлекают детей. Можно организовать целые представления, которые развлекут их на праздничном утреннике. Проведите такую подготовку:
- На заднюю стенку небольшой коробки наклейте цветы и траву, имитирующие лужок.
- Внизу на нитках закрепите несколько бабочек из тонкой бумаги. Нитки к их фигуркам прикрепите металлическими скрепками.
- Приготовьте магнит.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое простые эксперименты для детей в домашних условиях
Простые эксперименты для детей в домашних условиях - это простые и безопасные опыты, которые можно провести с детьми в домашних условиях. Они помогают развить интерес к науке и познаниям, а также развивают наблюдательные и исследовательские навыки у детей.
Вопрос 2: Какие материалы и инструменты необходимы для проведения простых экспериментов для детей в домашних условиях
Для проведения простых экспериментов для детей в домашних условиях необходимы простые и доступные материалы, такие как воздушные шарики, кубики, бумажные трубочки, краски, вода, соль, сахар, молоко, мороженное и другие. Также могут понадобиться простые инструменты, такие как ложка, чаша, весы, термометр, микроскоп и другие.
Вопрос 3: Какие простые эксперименты можно провести с детьми в домашних условиях
Существует множество простых экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях. Например, можно провести опыт с воздушными шариками, чтобы изучить принципы гравитации и центростремительной силы. Можно провести опыт с кубиками, чтобы изучить принципы упругости и инерции. Можно провести опыт с красками, чтобы изучить принципы смешивания цветов.
Вопрос 4: Как можно заинтересовать детей простыми экспериментами
Чтобы заинтересовать детей простыми экспериментами, можно использовать их любимые игрушки или предметы, такие как кубики, воздушные шарики, бумажные трубочки и другие. Также можно использовать интересные и увлекательные задания, такие как создание самодельных ракет, проведение опытов с мороженным и другие.
Вопрос 5: Как можно провести простой эксперимент с детьми в домашних условиях
Чтобы провести простой эксперимент с детьми в домашних условиях, нужно выбрать интересный и увлекательный опыт, который будет интересным для детей. Затем нужно собрать все необходимые материалы и инструменты. Затем нужно объяснить детям, что они будут делать, и показать им, как это делается. Затем дети могут сами провести эксперимент, а взрослые могут помочь им, если нужно.
Вопрос 6: Какие правила нужно соблюдать при проведении простых экспериментов для детей в домашних условиях
При проведении простых экспериментов для детей в домашних условиях нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить безопасность детей. Например, нужно использовать безопасные и нетоксичные материалы, не использовать острые или опасные инструменты, не оставлять детей без присмотра, не использовать горячие или опасные источники энергии, не использовать химические вещества без специального разрешения и другие.
Вопрос 7: Как можно провести простой эксперимент с детьми в домашних условиях без использования химических веществ
Существует множество простых экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях без использования химических веществ. Например, можно провести опыт с воздушными шариками, чтобы изучить принципы гравитации и центростремительной силы. Можно провести опыт с кубиками, чтобы изучить принципы упругости и инерции. Можно провести опыт с красками, чтобы изучить принципы смешивания цветов.
Вопрос 8: Как можно провести простой эксперимент с детьми в домашних условиях, чтобы изучить физические явления
Существует множество простых экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях, чтобы изучить физические явления. Например, можно провести опыт с воздушными шариками, чтобы изучить принципы гравитации и центростремительной силы. Можно провести опыт с кубиками, чтобы изучить принципы упругости и инерции. Можно провести опыт с красками, чтобы изучить принципы смешивания цветов. Можно провести опыт с мороженным, чтобы изучить принципы теплообмена.
Что такое простые эксперименты для детей
Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.
Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.
Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.
Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.
Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.
Опыт : В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.
Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.
Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство.
Объяснение : С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.
Опыт : Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.
Объяснение : Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.
Какие эксперименты можно провести дома
Вызвать у ребенка интерес к науке не так сложно, как кажется. Химические опыты зачастую не требуют ни специальных приборов, ни реактивов, при этом они очень наглядны и эффектны. Особый интерес вызывают опыты с продуктами питания и привычными, хорошо знакомыми вещами.
Если вы позволите ребенку самому «провести эксперимент», можете быть уверены: ваш малыш запомнит это надолго. Однако в этом случае очень важно объяснить «юному химику», что все, что он видел – не «чудо», а результат научного опыта, который можно проводить только с участием взрослых.
1. Вулкан
Для опыта нужны:
- вода;
- сода – 2 столовые ложки;
- краски;
- жидкое моющее средство – 1 чайная ложка;
- уксус (или лимонная кислота);
- картон или плотная бумага;
- скотч;
- ножницы;
- бутылка или банка с горлышком.
Подготовка
В банку засыпьте соду, краску красного или оранжевого цвета, средство для мытья посуды и долейте теплую воду. Раствор должен быть насыщенным.
Сделайте из бумаги конус с помощью скотча.
Отрежьте верхушку и поставьте конус – он будет играть роль вулкана – на бутылку.
А теперь попросите ребенка через жерло вулкана (отверстие в бумажном конусе) осторожно налить в бутылку уксус.
Что должно получиться
Из «жерла вулкана» польется «лава» – шипящая плотная красная пена.
Как это работает?
Пена образуется из-за взаимодействия щелочи (соды) и кислоты (уксуса). Это так называемая реакция нейтрализации.
Особенности проведения опыта
При взаимодействии уксуса и соды пена образуется очень быстро. Чтобы замедлить процесс, в воду добавляют немного жидкого моющего средства. Это необязательно, но с ним «лава» не стремительно выплескивается, а вытекает. Это выглядит более зрелищно.
Для большей безопасности уксус можно заменить разведенной в воде лимонной кислотой.
Конус, играющий роль вулкана, можно соответствующе раскрасить, слепить его из пластилина или фольги. Иногда этот опыт проводят с вулканом, сделанным из соды и воды. Для этого соду разбавляют водой и лепят из получившейся массы гору. Ей, конечно, нужно дать предварительно застыть. В этом случае гора тоже будет пениться и оплывать.
Для того чтобы не залить все вокруг, вулкан нужно установить на большом подносе.
2. Ракета
Для опыта нужны:
- чайный пакетик;
- зажигалка;
- поднос.
Подготовка
Чайный пакетик надрезаем, высыпаем чай. Нужно придать пустому пакетику вытянутую форму — это же ракета! — и поставить на поднос.
Теперь с помощью зажигалки поджигаем пакетик.
Что должно получиться
После того как пакетик сгорит больше чем наполовину, он должен подняться в воздух – взлететь, как ракета.
Как это работает?
Во время сгорания выделяется тепло. Теплый воздух поднимается вверх. Когда масса пакетика сильно уменьшается, теплый поток поднимает его, поскольку пакетик сделан из очень легкого материала.
Особенности проведения опыта
Опыт очень интересный, но, конечно, пожароопасный. Пакетик может подняться достаточно далеко. Этот эксперимент рекомендуется показывать только ребенку, который – вы уверены! – не будет его повторять один, без взрослых.
3. «Хрустальные» мыльные пузыри
Для этого опыта ничего, кроме набора для изготовления мыльных пузырей и морозной погоды, не нужно.
Выйдите с ребенком на улицу и начинайте выдувать мыльные пузыри.
Что должно получиться
На сильном морозе пузыри начинают замерзать практически на глазах у ребенка, превращаясь в красивый «хрустальный» шарик.
Как это работает?
Процесс замерзания мыльного пузыря — достаточно сложное физическое явление, углубляться в объяснение которого не стоит. Достаточно сказать, что мыльный пузырь очень тонкий, поэтому сразу превращается в лед. Можно объяснить ребенку, что чем тоньше поверхность, тем быстрее она замерзает: например, мелкая лужа быстро покрывается корочкой льда, а глубокая река — медленно.
Особенности проведения опыта
Если на улице нет сильного мороза, эксперимент можно повести таким образом: выдуть пузырь и осторожно смахнуть на него снежинку. От нее по пузырю быстро пройдет образование кристалликов. Это очень завораживающее зрелище.
Для того чтобы пузырь дольше не лопался, в раствор для приготовления мыльных пузырей можно добавить глицерин.
Какие навыки развиваются при проведении экспериментов
Введение 3
1. Создание условий для организации дошкольного экспериментирования 5
Заключение 10
Список литературы 11
Приложения
Приложение 1. 12
Введение:
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать , самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Формирование навыков экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст– это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние, связи и отношения. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию . В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение обобщать, анализировать и сопоставлять различные явления и события, делать умозаключение и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.
Актуальность:
Современное образование говорит нам о необходимых поисках новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность , основанная на возросших требованиях к универсальности детских знаний. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является развитие личности ребенка через развитие навыков экспериментирования .
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности. Это понятие связано с получением наглядных образов предметов или процессов окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём .
Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста, содействовать развитию его познавательной активности средствами эксперимента .
Задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
4. Развивать эмоционально-целостное отношение к окружающему миру
5. Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, весы, часы и т. д.)
6. Способствовать развитию поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
7. Создание безлопастных и комфортных условий (лабораторий) для организации и проведения детских игровых - экспериментов .
8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.
9. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
1. Создание условий для организации дошкольного экспериментирования
Понятие « экспериментирование » понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, способствует формированию основ научного мировоззрения.
Как выбрать подходящий эксперимент для своего ребенка
Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт.
Распускающийся цветок . Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
Корабли из льдинок. Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Малыш может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
Танцующая фольга. Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.
Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.
Какие материалы и инструменты необходимы для проведения экспериментов
Проведение опытов и лабораторных исследований невозможно без специальной посуды.
Лабораторная посуда — это специализированные емкости и приспособления, обладающие устойчивостью к воздействию агрессивной среды. Используются при проведении исследовательских, научных и опытных работ.
Должна обладать необходимыми физико-химическими свойствами:
- термоустойчивость;
- небольшой коэффициент теплового расширения;
- устойчивость к воздействию химических препаратов и реагентов;
- во многих случаях — прозрачность;
- устойчивость к повышенному давлению.
Перед использованием посуду необходимо подготовить:
- тщательно вымыть;
- просушить;
- по мере необходимости — провести стерилизацию.
Не допускается использование посуды:
- не по назначению;
- имеющей сколы и другие дефекты;
- со следами химических препаратов и другими загрязнениями.
Лабораторная посуда изготавливается в соответствии со строгими нормами ГОСТ и должна отвечать всем правилам безопасности.
Примечание 1ГОСТ — установленные государственные стандарты и точно прописанные требования к качеству производимой продукции. Термин появился в СССР и дословно обозначал «Государственный общесоюзный стандарт». В настоящее время стандарты утверждаются на Межгосударственном совете по стандартизации в рамках деятельности СНГ — Содружества Независимых Государств.
Уход за посудой
Остатки химических реагентов, а также моющих веществ могут повлиять на результаты анализов и химических исследований. Поэтому при уходе за лабораторной посудой необходимо четко следовать установленным инструкциям.
Стандартные рекомендации:
- твердые осадки и загрязнения удаляются механически;
- для веществ, не растворяющихся в воде, используют органические растворители;
- белковые вещества удаляются гидроокисью натрия или калия;
- для более глубокой очистки используют синтетические моющие смеси на основе солей хрома, кислот и другие;
- при мытье изделий из пластика нельзя использовать сильные растворы кислот и щелочей;
- существуют специальные механические аппараты для очистки и сушения лабораторной посуды, перед их использованием необходимо тщательно ознакомиться с описанием правил работы.
Как подготовиться к проведению эксперимента
Рассмотрим основные шаги, которые помогут вам правильно организовать ход НИР и достигнуть поставленных целей.
Выбор образцов — это один из самых важных аспектов при реализации экспериментального формата. Образцы — это предметы, материалы или ситуации, которые изучаются автором НИР. Правильный выбор этих элементов позволяет получить полезные и достоверные, обоснованные результаты.
Предварительная подготовка к проведению контролируемого эксперимента
Первый шаг в выборе образцов — определение критериев отбора . Они должны быть конкретны и объективны. Например, если вы оцениваете влияние различных удобрений на рост растений, критериями отбора могут быть вид растения, возраст растения, состояние почвы и т.д.
Затем следует собрать образцы, соответствующие выбранным критериям . Они должны быть однородными и представительными. Однородные образцы имеют одинаковые характеристики исследуемых свойств, что позволяет исключить факторы, которые могут искажать итоги опыта и НИР в целом. Представительные образцы отражают общую популяцию, что позволяет обобщить полученные результаты на более широкий контекст.
Определение целей исследования — это второй обязательный шаг в подготовке экспериментального изыскания. Цели — это то, что вы хотите достичь или выяснить. Эти ориентиры должны быть ясными, конкретными и измеримыми.
Важно сформулировать цели таким образом, чтобы они могли быть проверены в ходе контролируемого эксперимента. Например, если вы изучаете влияние удобрений на рост растений, целью может быть определение оптимальной дозы удобрений, при которой достигается максимальный прирост растений.
Определение целей также помогает сфокусироваться на самом важном во время проведения НИР и обработки полученных фактов, тенденций, сведений.
Пример: Допустим, вы хотите исследовать влияние различных типов музыки на работоспособность людей. Вам необходимо выбрать образцы — это могут быть люди разных возрастных групп и профессий. Критериями отбора могут быть способность к концентрации, аудиопривычки и общая работоспособность.
Целями реализации опыта могут быть определение типов музыки, которые повышают работоспособность, и выявление оптимальной продолжительности прослушивания, которая дает максимальный эффект.
Как провести эксперимент с ребенком
Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их каких качеств, свойств они состоят. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает ещё большую любознательность, открывает для ребёнка новый мир, полный чудес и загадок.
В-третьих, у детей углубляются знания о природе - живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.
Цели экспериментирования :
Поддержать интерес дошкольника к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность ;
Развивать у детей познавательную способность /анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение/;
Развивать мышление,речь - суждение в процессе позновательно - исследовательской деятельности: выдвижение предложений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпритации и применении в деятельности;
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилами в деятельности и поведении;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при прведении экспериментов .
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для « Детской научной лаборатории » , а также уголки экспериментирования , уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
У детей 5-6 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность пятилетнего ребёнка быстро затухает. В старшей группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:
• превращение воды в лёд.
• превращение льда в воду.
С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Так же с детьми 5-6 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком ( «Сыплется – не сыплется» , «Лепится – не лепится» , с водой ( «Плавает?» , «Что быстрее утонет?» ).
Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий,отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Как объяснить ребенку результаты эксперимента
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования , приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Малыш — природный исследователь окружающего мира . Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
На все вопросы детей пытаюсь отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалю за хороший вопрос, за желание узнать. С пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждаю его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ .
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям , открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность , в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.