Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции
- Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции
- Связанные вопросы и ответы
- По какому показателю Россия опустилась на 4 позицию в рейтинге стран
- Как часто проводится рейтинг стран по этому показателю
- Какие другие страны находятся в топ-5 рейтинга по этому показателю
- Почему Россия опустилась на 4 позицию в рейтинге стран по этому показателю
- Как изменился рейтинг России по этому показателю за последние годы
Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции
Неправительственная организация Transparency International выпустила ежегодный индекс восприятия коррупции в странах мира. На первом месте, набрав 90 баллов, расположилась Дания. Россия заняла 137-е место, набрав 28 баллов. РФ опустилась на одну строчку по сравнению с прошлым годом и расположилась между Парагваем и Киргизией.
Согласно методике подсчета Transparency International, чем больше баллов набрало государство, тем лучше в нем обстоят дела с восприятием коррупции. Максимальное количество баллов (100) свидетельствует о полном отсутствии воспринимаемой коррупции, минимальное (0) — о максимально высоком уровне восприятия коррупции.
Российский кейс упомянут в аналитическом отчете Transparency International как иллюстрация последствий коррупции для глобального мира и безопасности.
В нем говорится, что «российские клептократы» аккумулировали огромные состояния в обмен на лояльность к действующему президенту, из-за чего экономические элиты были лишены рычагов воздействия на главу государства. «Отсутствие каких-либо инструментов для сдерживания власти Путина позволило ему безнаказанно реализовывать свои геополитические амбиции»,— считают эксперты Transparency International.
В тройку лидеров рейтинга также попали Финляндия и Новая Зеландия. Худший результат продемонстрировали Сомали (12 баллов), Сирия и Южный Судан (по 13 баллов).
В января 2023 года Россия вышла из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. По мнению опрошенных «Ъ» экспертов, одно из проявлений «схлопывания» в стране ряда антикоррупционных практик — это отмена декларирования имущества для чиновников.
Подробнее о коррупции в России — в публикации «Ъ» «Российской коррупции Европа не указ» .
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: В каком рейтинге Россия опустилась на 4 позиции
Ответ: Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции в мире. Этот рейтинг составляется ежегодно международной неправительственной организацией "Трансперенси Интернешнл". В нём оценивается уровень восприятия коррупции в государственных органах и общественных организациях в разных странах мира.
Вопрос 2: Как выглядит график изменения позиции России в этом рейтинге за последние 5 лет
Ответ: За последние 5 лет Россия снижала свою позицию в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции. В 2016 году Россия занимала 131 место, в 2017 году - 135 место, в 2018 году - 138 место, в 2019 году - 138 место, а в 2020 году - 129 место. Таким образом, за последние 5 лет Россия опустилась на 4 позиции в рейтинге.
Вопрос 3: Какие факторы могут повлиять на снижение позиции России в этом рейтинге
Ответ: Снижение позиции России в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции может быть обусловлено рядом факторов. В первую очередь, это может быть связано с неэффективностью антикоррупционной политики государства, которая не способствует снижению уровня коррупции в стране. Кроме того, это может быть связано с отсутствием прозрачности и подотчетности в работе государственных органов и общественных организаций, а также с наличием коррупционных схем и преступных связей в этих структурах.
Вопрос 4: Как может повлиять снижение позиции России в этом рейтинге на ее международный имидж
Ответ: Снижение позиции России в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции может негативно повлиять на ее международный имидж. Это может привести к ухудшению отношений с другими странами, которые могут считать Россию ненадёжным партнером в экономической и политической сферах. Кроме того, это может повлиять на инвестиционный климат в России, так как инвесторы могут считать, что в стране с высоким уровнем коррупции есть риск потери инвестиций.
Вопрос 5: Как может повлиять снижение позиции России в этом рейтинге на ее внутреннюю политику
Ответ: Снижение позиции России в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции может повлиять на ее внутреннюю политику. В первую очередь, это может привести к усилению антикоррупционной политики государства, которая будет направлена на снижение уровня коррупции в стране. Кроме того, это может привести к реформе государственных органов и общественных организаций, чтобы повысить их прозрачность и подотчетность.
Вопрос 6: Какие меры может предпринять Россия для улучшения своей позиции в этом рейтинге
Ответ: Россия может предпринять ряд мер для улучшения своей позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции. В первую очередь, это может быть усиление антикоррупционной политики государства, которая будет направлена на снижение уровня коррупции в стране. Кроме того, это может быть повышение прозрачности и подотчетности в работе государственных органов и общественных организаций, а также борьба с коррупционными схемами и преступными связями в этих структурах.
Вопрос 7: Как можно оценить эффективность мер, предпринятых Россией для улучшения своей позиции в этом рейтинге
Ответ: Эффективность мер, предпринятых Россией для улучшения своей позиции в рейтинге стран с самым высоким уровнем коррупции, можно оценить по нескольким критериям. В первую очередь, это может быть анализ изменения позиции России в рейтинге за определенный период времени. Кроме того, это может быть анализ изменения уровня коррупции в стране, который может быть измерен с помощью различных опросов и исследований. Также можно оценить эффективность мер по анализу результатов их реализации, таких как количество раскрытых коррупционных дел, количество осужденных за коррупцию и т.д.
По какому показателю Россия опустилась на 4 позицию в рейтинге стран
В качестве методической основы исследования использованы общенаучные и специальные методы. Для оценки влияния показателей уровня жизни населения на экономическую безопасность применялся индикативный и сравнительный методы. Для выявления основных причин роста неравенства по уровню безработицы, бедности и другим показателям был использован факторный анализа.
Результаты исследования получены на основе использования данных Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации.
Анализ и оценка уровня жизни населения в регионах Российской Федерации проведены с использованием пороговых значений, превышение которых сопровождается формированием вызовов или угроз экономической безопасности. В качестве пороговых значений использованы данные по Российской Федерации. С этой целью использована методика оценки экономической безопасности на основе типологии регионов по основным показателям уровня жизни населения, которая впоследствии позволила составить выводы о степени поляризации территориального неравенства.
Известно, что одной из наиболее актуальных проблем экономической безопасности страны является неравенство социально-экономического развития регионов. В связи с этим в исследовании оценивается динамика межрегиональной дифференциации и обосновывается её влияние или отсутствие такового на экономическую безопасность страны.
В ходе анализа и оценки индикативных показателей соблюдаются следующие требования:
- они должны отражать современные экономические и социальные процессы и тенденции, складывающиеся в регионе;
- выполнять функции индикаторов могут лишь определенные совокупности, т.е. достаточно сильно коррелирующие между собой показатели.
В связи с этим, в исследовании была поставлена задача провести анализ основных показателей уровня жизни населения, способных выступить в качестве индикаторов экономической безопасности. Далее проводится оценка полученных результатов и их интерпретация применительно к социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации.
Данные подходы были использованы в работе с учетом негативных последствий введения санкций и ограничений, прямо и косвенно влияющих на уровень жизни граждан Российской Федерации.
По показателю индекса человеческого развития Россия опустилась на 4 позицию в рейтинге стран, согласно данным Программы ООН по развитию.
В 2022 году Россия заняла 46-ю позицию в рейтинге, что на 4 позицию ниже, чем в 2021 году. Это происходит из-за ухудшения показателей по уровню жизни населения, включая безработицу, бедность и другие.
Для анализа влияния показателей уровня жизни населения на экономическую безопасность использовались индикативный и сравнительный методы. Был проведен факторный анализ для выявления основных причин роста неравенства по уровню безработицы, бедности и другим показателям.
Результаты исследования основаны на данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
Как часто проводится рейтинг стран по этому показателю
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности руководителей российских регионов за сентябрь-октябрь 2024 года. Объектом исследования являются главы субъектов Российской Федерации. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества, включая экспертов Российского общества политологов.
Источник: Официальный сайт проекта «Национальный рейтинг» Центра Информационных Коммуникаций «Рейтинг» — «Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2024)»
Владимир Слатинов, эксперт Курского областного регионального отделения Российского общества политологов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета:
Сентябрьские губернаторские выборы стали событием, подтвердившим легитимность Алексея Смирнова и запустившим процесс формирования постоянно действующего (а не «исполняющего обязанности») регионального правительства. Кроме того, курская власть продолжала решать важнейшую задачу сохранения военно-политической стабильности и функционирования социально-экономической системы региона, на территории которого идут боевые действия.
С данной ключевой задачей региональное руководство под началом губернатора в целом пока справляется. Не затронутая боевыми действиями часть региона живёт в ситуации поддержания порядка, функционирования основных систем жизнеобеспечения, социальной сферы и регионального хозяйства. Власти продолжают оказывать помощь десяткам тысяч перемещённых лиц, организована работа пунктов временного размещения (ПВР), регулярно поступает и распределяется гуманитарная помощь.
Координация действий с силовиками, осуществляющими в данный момент освобождение занятых ВСУ территорий региона, в целом удовлетворительная. Огромное внимание губернатор уделяет взаимодействию с федеральными ведомствами и должностными лицами. На личных встречах с представителями администрации президента и правительства РФ, других федеральных структур глава региона обосновывает необходимость оказания территории помощи в различных сферах, представляет подготовленные для этого проекты и механизмы. Федеральная помощь оказывается Курской области в серьёзной мере, однако требуются дополнительные усилия в части финансового обеспечения регионального и местных бюджетов, особенно бюджета областного центра. Регион был вынужден пойти на перераспределение части налогов от городов (прежде всего, Курска) в пользу пострадавших территорий. Проблемы, которые в этой связи могут возникнуть перед областным центром в части решения вопросов местного значения по благоустройству, поддержанию городской инфраструктуры и выполнению социальных обязательств, приобретают существенное социальное и политическое значение.
Какие другие страны находятся в топ-5 рейтинга по этому показателю
Современная глобализация, по заверению многочисленных ее сторонников, представляет собой не просто координационные и кооперационные процессы, но взаимовыгодное сотрудничество стран. Однако всегда существует обратная сторона такого сотрудничества и кооперации – это конкуренция, которая на международной арене затрагивает не только товары и услуги, но и целые территории – страны и регионы.
За последние два десятка лет глобализационные процессы значительно усилились - теперь среди территорий-лидеров можно назвать не только Европейский союз, США и Японию, но также страны БРИК. СССР, безусловно, являлся одним из ключевых игроков на международной арене. Однако его распад поставил нашу страну в достаточно сложное положение и причин этому несколько: во-первых, неожиданный характер включения в глобализационные процессы, в силу чего России крайне трудно претендовать на роль одного из самодостаточных субъектов глобального экономического процесса (в рамках СССР рынок был плановым и конкуренции в классическом ее понимании не было); во-вторых, участие России в таких процессах ограниченно преимущественно поставками сырья (нефть, газ и редкоземельные металлы)1; в-третьих, низкая конкурентоспособность отечественных предприятий или даже целых отраслей (к примеру, автомобильная промышленность), связанная с долгосрочной ориентированностью советской промышленности на оборонную мощь страны; в-четвертых, не останавливающаяся «утечка мозгов» и пр.
Почему Россия опустилась на 4 позицию в рейтинге стран по этому показателю
Построение благоприятного международного имиджа является актуальной и новой задачей для современного Российского государства. Как отмечают российские специалисты, сейчас мировое сообщество воспринимает Россию как незначительный субъект мирового процесса, что не соответствует ощущениям отечественной элиты.
Негативный имидж России на Западе сложился в тяжелые для страны 90-е гг. Характерной особенностью этого времени являлось информационное взаимодействие с глобальным мировым пространством, который определял развитие любого государства. Россия, как и ее союзники по социалистическому лагерю, в советский период развивалась по принципу "догоняющего соперничества".
Значительное технологическое отставание и несбалансированная структура экономики страны привели к тому, что с наступлением эры реформ в своей новейшей истории Россия оказалась крайне зависима от характера экономико-технологического сотрудничества со странами-лидерами. Бойко Ю. Формирование международного имиджа России. // Обозреватель. - № 8. - 2007. - с. 22 С тех пор Россия стала восприниматься как экономически слабая страна, с коррумпированным правительством и нищим населением, которая надолго покинула ряды влиятельных на международной арене держав. Этот имидж стойко прижился в сознании западного сообщества, и для его изменения требовались значительные усилия. В целом среднестатистическому западному гражданину Россия представлялась как "страна, вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ". В единый образ России в глазах западной публики сплавились золотые унитазы "новых русских", их яхты и виллы, нищета в провинции, заказные убийства, махровая коррупция, жестокость военных в Чечне. Что одновременно являлось и правдой, и неправдой.
Как изменился рейтинг России по этому показателю за последние годы
Аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's отмечают ухудшении потенциала роста российской экономики.
Как сказал в интервью The Wall Street Journal глава отдела суверенных рейтингов СНГ и Ближнего Востока S&P Кай Штукенброк , ухудшение экономического потенциала России и зависимость страны от экспорта нефти убивают надежды на улучшение рейтинга страны.
В мае этого года министерство финансов РФ дало понять, что ожидает перемещения рейтинга России в категорию «A» со временем благодаря стабильности экономики.
В настоящее время рейтинг России по шкале S&P и Fitch находится на уровне «BBB», Moody’s — «Baa1».
В августе Минэкономразвития понизило прогноз роста ВВП РФ на 2013 год до 1,8% с 2,4% на фоне слабого экспортного спроса и ослабления инвестиций.
В этих условиях, по словам К.Штукенброка, Россия может забыть о надеждах на повышение рейтинга в обозримом будущем. «Сейчас нет ни особенно серьезных рисков, которые могли бы привести к понижению рейтинга, ни значительных шансов того, что рейтинг будет повышен», — заявил он.
Эксперты S&P, отмечая, что поддержку рейтингу РФ оказывают сильные госфинансы и профицит счета текущих операций, в то же время говорят об ухудшении потенциала роста российской экономики и недостаточной ее конкурентоспособности.
Хорошие бюджетные показатели и низкий долг России в последние годы поддерживались в основном за счет доходов страны от экспорта нефти и газа, на долю которых приходится порядка 50% бюджета страны. Это делает Россию подверженной ценовым шокам на нефтегазовом рынке, отмечают эксперты.
«Если цена нефти будет устойчиво снижаться, это может оказать влияние на госфинансы России, что будет негативным фактором с точки зрения рейтингов», — отметил К.Штукенброк.
Другие возможные риски для рейтингов могут появиться, если Кремль примет решение стимулировать экономический рост за счет бюджетных расходов или отложит изменение структуры экономики, необходимое для отхода от сырьевой зависимости.
«Если ситуация в экономике продолжит ухудшаться, в том смысле, что реформы не будут проводиться, а темпы роста будут снижаться, страна может подойти к моменту, когда экономический рост вообще прекратится», — добавил К.Штукенброк.
Промышленность РФ: по PMI это худший квартал с осени 2009 года
Отток капитала из РФ августе 2013 г. составил около 10 млрд долл.