Новое время

Полезная информация обо всём

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка

17.09.2022 в 13:37

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка

Каким критериям должен отвечать набор для фотографа, который только начинает работать с искусственным светом? Мы исходили из запросов тех, кто только начинает работу с искусственным светом:

а) Это должен быть набор «под ключ», то есть содержать все необходимое для начала работы: источник света, насадки для рассеивания, отражатели и стойки для лампы и отражателей. Покупая набор, вы наверняка захотите сразу начать снимать, а не сидеть и разбираться, чего не хватает для полноценной работы.

В комплект от Raylab входит:

  • осветитель;
  • октобокс с сотами;
  • стойка для осветителя;
  • отражатель;
  • держатель и стойка для отражателя;
  • стойка для крепления фона.

Более подробно мы остановимся на том, что входит в комплект ниже.

б) Цена. Это крайне субъективный показатель, но мы исходим из того, что начинающему фотографу стоит грамотно распределять свои ресурсы, не переплачивая за технику профессионального уровня, которую он не сможет использовать на все сто, но и не покупать откровенно некачественное оборудование.

Комплект от Raylab в ноябре 2020 года стоит около 24 тысяч, что, на наш взгляд, вполне адекватно по текущим меркам. Заплатить значительно меньше можно, собрав комплект на Алиэкспресс, но это не самый лучший вариант. Во-первых, откровенно дешевое оборудование не может похвастаться надежностью и качеством (сюрприз!). Во-вторых, ждать заказ из Китая придется в среднем несколько недель, особенно учитывая темпы доставки.

в) Простота использования. Во-первых, хорошо, если пользователь может сразу на практике видеть, все эффекты освещения, которое он использует. А во-вторых, по нашему мнению, настройка и подготовка к работе все таки должна требовать минимального входного порога. Поэтому мы склоняемся к использованию постоянного света : новичок сразу сможет увидеть все эффекты освещения, а также ему не нужно разбираться с синхронизаторами, группами-каналами и т.п. Чуть подробнее о плюсах постоянного света для новичка мы поговорим ниже.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка В таком многообразии можно и запутаться… Источник: takefoto.ru

В комплект Raylab входит один постоянный светодиодный осветитель Raylab RL-100 Sunlight 5600K, который не требует каких-то особых знаний и умений для начала работы. Конечно, классические схемы освещения требуют двух или трех источников, но начинающему фотографу для старта вполне хватит и одного источника, который позволит овладеть азами работы со светом. В будущем всегда можно докупить дополнительный источник, а вот тратить деньги сразу на два, не имея представлений о работе со светом, может быть нецелесообразно.

Студийный свет своими руками. Создаем студийный свет своими руками

Замена естественного света и воссоздание условий, которые имитируют идеальное дневное освещение объектов съемки — это, пожалуй, основная цель студийного импульсного оборудования. Овладение такойфототехникойпозволяет фотографу в студии создавать воображаемые условия самого различного освещения: свет солнца, автомобильных фар, отсвет пожара, свет сквозь крону дерева или, наконец, четко выявленное световое пятно…

Огромное желание подчинить себе процесс управления освещением и параллельное развитие технического прогресса привели к тому, что появились мощные регулируемые импульсные источники света. Фотограф стал независимым от естественного освещения. Используя искусственный свет, мастера светописи смогли на практике оценить его неограниченные возможности. Теперь, пользуясь светом как инструментом, каждый художник стремится максимально виртуозно применять его свойства. Свет для фотографа — то же самое, что кисть и краски для живописца. Поэтому переоценить важность импульсного оборудования для фотосъемок невозможно.

Но что делать тому, кто до конца не ответил на вопрос — стоит ли вкладывать большие средства в студийное оборудование? Ответов на этот вопрос не так уж и много… Первый — это снять фотостудию в аренду. Второе решение — попытаться реализовать свои возможности подручными средствами. Как правило, это основывается на возможности использования системных фотовспышек. В обиходе такой вид съемок получил название «стробизм».

В последнее время появилось большое количество аксессуаров для фотовспышек. Большую популярность этого направления уловили многие производители аксессуаров.

Компании, создавая подобного рода аксессуары, берут за основы изделия, которые применяются в студийном оборудовании. Но надо признать тот факт, что оборудование предназначалось для использования в совершенно других условиях, и распределение светового потока от лампы накамерной вспышки и студийного осветителя существенно отличаются. Такой подход — заполнить нишу заведомо непроработанными решениями — оправдан только стремлением зарабать на изделиях для вспышек. Зачастую это приводит к несогласованности аксессуаров и невозможности использовать оборудование по прямому назначению. Совершенно иным путем пошла компания Lastolite, хорошо зарекомендовавшая себя в производстве качественных аксессуаров для студийной съемки и аксессуарах для съемок на пленере.

Постоянные источники света в студии. Плюсы и минусы

Итак, постоянный свет для фотостудии и его особенности:

  • Горит всегда.
  • Прекрасно виден рисунок света и тени на модели.
  • Греется и сильно нагревает окружающее пространство, и чем меньше помещение – тем быстрее станет тепло, а через пару часов просто жарко.
  • Ест много электроэнергии (вследствие описанных первого и третьего свойства).
  • Для работы ПС достаточно розетки и электричества.
  • Из-за отсутствия какого-либо синхронизатора фотограф мобилен в рамках комнаты.
  • В определенных ситуациях никакой импульсный свет не заменит пилотный: подойдет только постоянный свет для
  • При сравнении с импульсным, он более дешевый и вполне может быть сделан самостоятельно, фактически, из подручных материалов.

Постоянные источники света в студии. Плюсы и минусы

Совершенно другой тип искусственного освещения – импульсный. При нажатии на спуск через специальное соединительное устройство камера связывается с источником, и он выдает сигнал – короткая световая вспышка, которая освещает объект.

Получается, что ПС не предполагает подобных сигналов связи между фототехникой, свет горит постоянно. Это определяет его отличительные черты и служит преимуществом, но одновременно порождает недостатки, как мы уже убедились.

В студии необязательно используется только ИС или ПС, источники совмещаются как удобно. Например, постоянный свет направлен на модель или же только подсвечивает фон, а еще два импульсных рядом. При их использовании не нужно забывать о правильной комбинации с точки зрения цветовой температуры ламп.

Импульсный свет в студии. Свет для фотостудии — из чего состоит

Студийный свет — не просто висящая в воздухе лампочка. Это целая система, которая может испугать разнообразием непонятных насадок, приборов, стоек. Особенно, когда световых приборов несколько, они в хаосе разбросаны по студии, и нужно понять, что с этим делать и к чему подступиться.

Давайте разберём, из чего состоит комплект студийного света.

Моноблок

Прибор, который даёт свет. По сути, та же вспышка, но «моноблоком» его называют из-за того, что он совмещает в себе несколько функций: светит; позволяет настраивать мощность света и канал синхронизации; включает пилотный свет (слабый постоянный свет, который подсвечивает сцену съёмки для удобства моделей и фотографа), для чего в него встраивают дополнительные лампы, а также спасает свет от перегрева с помощью встроенной системы охлаждения.

Студийный моноблок отличается от внешней вспышки мощностью, скоростью работы и возможностью менять характер света с помощью насадок / Фото: negahshop.com

Бывают моноблоки импульсного света и постоянного света.

— Моноблок импульсного света или импульсный свет . Он не светит постоянно и срабатывает, когда фотограф нажимает на кнопку спуска затвора. Для того, чтобы вспышка поняла, когда ей срабатывать, нужен синхронизатор. Такой свет отличается высокой мощностью, что позволяет получать качественные снимки даже на самой бюджетной технике.

— Моноблок постоянного света . Светит непрерывно. Для того, чтобы с ним работать, не нужен синхронизатор. Такой свет проще для новичка: сразу виден светотеневой рисунок, а также не нужно разбираться с настройками синхронизатора. Но такой свет реже встречается в студиях, а также для него нужна светосильная оптика.

Стойка

Стойка — это то, на что крепится моноблок, чтобы не приходилось держать его в руках. От штативов их отличает повышенная прочность и большой вес — они должны быть сверхустойчивыми, чтобы выдерживать тяжёлые источники света и насадки. Для некоторых стоек производители выпускают специальные колёсики , чтобы фотографу или ассистенту было легче передвигать свет по студии.

Большинство стоек похожи на классические треножные штативы. Но также в студии можно встретить специальную стойку — журавль. Это сложная система с грузом-противовесом, которая позволяет поднимать свет высоко над моделью, а также выдерживает тяжелые светоформирующие насадки. Например, журавль Avenger A4050CS выдерживает вес до 30 кг.

Светоформирующая насадка

Это приспособления, которые крепятся на моноблок и меняют тип света. Они могут сделать свет мягким или жёстким.

Мягкий свет — рассеянный, даёт плавный светотеневой рисунок, когда тень словно растушёвана и плавно перетекает в средний тон. У такого света тени не очень тёмные, а блики — не ярко выражены. Мягкий свет можно получить с помощью софтбоксов и зонтов.

На снимке три источника света на трёх стойках и с тремя квадртаными софтбоксами в качестве светоформирующих насадок / pixabay.com

Жёсткий свет — резкий и контрастный. Тени у такого света густые, тёмные и чётко очерченные. Блики также выражены ярко. Такой свет дают тубус, рефлектор.

Считается, что средний свет можно получить с помощью портретной тарелки . Но, если на неё надеть модификатор — соты, то свет будет скорее жёстким. Это происходит потому, что соты направляют световой поток, а не рассеивают.

Подробно про виды насадок для студийного света и то, в каких случаях их лучше использовать, в материале .

Устройство питания

Чаще всего моноблок питается от розеток с помощью специального кабеля. Он идёт в комплекте со светом, его не нужно докупать. Но также встречаются беспроводные моноблоки, которые работают на аккумуляторах. Например, Jinbei HD-200pro .

Постоянный студийный свет. Плюсы и минусы постоянного освещения

Начинающим студийным фотографам лучше использовать постоянный свет, чтобы сразу видеть эффекты освещения.

Плюсы постоянного освещения:

  • Вы сразу видите эффект освещения.
  • Подходит и для фото, и для
  • Невысокая стоимость базовых наборов.

Перемещая осветительный прибор вокруг объекта, можно увидеть, как будет выглядеть получившееся изображение. Непрерывный свет также полезен при съемке маленьких детей или людей, которые часто моргают – он обеспечивает более расслабленную обстановку, не производя внезапных и сильных вспышек света.

Другим важным преимуществом является то, что постоянный свет подходит для видеосъемки. Поэтому если вы планируете снимать в своей студии не только фотографии, но и видеоролики, вам нужен именно постоянный источник освещения.

Наконец, базовый комплект постоянного освещения выйдет дешевле, чем базовый комплект импульсного света (речь идет только о базовых комплектах, стоимость в расчете на мощность у импульсного освещения ниже – об этом мы расскажем далее).

Также ряд фотографов считает качество постоянного света более приятным, хотя это очень субъективный момент.

Постоянный студийный свет. Плюсы и минусы постоянного освещения

Фото: adorama.com

Однако у постоянного света есть ряд своих недостатков.

Недостатки постоянного освещения (по сравнению с импульсным):

  • Мощность.
  • Для большинства приборов требуется постоянный источник питания.
  • У некоторых типов приборов возможен сильный нагрев.
  • Невозможность «заморозить» движение объекта съемки.

Во-первых, базовые комплекты постоянного света обычно недостаточно мощные. И, в целом, импульсные источники дают больше световой мощности, чем постоянные при одинаковой стоимости и/или при одинаковом размере. Поэтому постоянный источник освещения той же мощности, что и импульсный, при прочих равных будет стоить дороже.

Во-вторых, постоянный свет требует постоянного источника питания, а следовательно обычно такие устройства работают от сети. Светодиодные источники постоянного освещения совершенствуются, и некоторые из них уже могут работать от батареи, но обычно это касается не очень мощных устройств. Таким образом, для работы на открытом воздухе в большинстве случаев лучше подходит импульсный свет, питающийся от батареи.

Также постоянный свет выделяет больше тепла (из-за того, что работает постоянно), и лампы могут нагреваться, что может создавать дискомфорт для моделей. Из-за перегрева лампы могут отключаться и перегорать. Все это, в первую очередь, касается галогенных ламп (об этом чуть ниже), однако стоит держать данный факт в уме.

Наконец, постоянный свет не сможет «заморозить» движение, также эффективно как вспышка. Вам понадобится достаточно мощный источник, чтобы осветить сцену настолько, чтобы вы могли использовать короткую выдержку в районе 1/1000 для «заморозки» движения – с источником импульсного света сделать это будет проще.

Для предметной съемки и фотографий любых статичных объектов это не будет иметь особого значения, так как вам не нужно использовать выдержки, останавливающие движение. В целом же, и импульсный, и постоянный свет подходят для любого типа фотографии (но только постоянный свет подходит для видео), кроме, конечно, жанров, связанных с объектами, которые не получится осветить самостоятельно – спорт, пейзажи и дикая природа. Конечно, если в приоритете у вас мощность (например, если вы хотите пересилить дневной свет) и портативность, то лучше выбрать импульсный источник. Для остальных задач подойдет и постоянный свет.

Студийный свет названия. Студийный свет для фотосессии

Ни одна съемка в фотостудии не обходится без использования искусственного света. В зависимости от используемого оборудования, его расположения и мощности можно получить интересный результат при минимальных затратах или испортить отличный кадр.

Студийный свет для фотосессии — его роль в процессе создания фото

Свет для фотосъемки на студии крайне важен. Его главной задачей является освещение объекта, устранение излишнего затемнения. Он поможет создать определенную картину света и тени, подчеркнуть внешние особенности модели или товара, придать определенное настроение.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка 03

Правильно выставленное освещение крайне важны при студийной съемке

Существует множество осветительных приборов и аксессуаров, а также определенные схемы для их размещения.

Как выбрать студийный свет, от чего зависит выбор

Выбор студийного света для фотостудии зависит от потребностей фотографа и того, какие снимки он хочет получить. Подсветка для фотосъемки сумок для каталога и для художественного портрета будут значительно различаться.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка 04

Выбор световой лампы зависит от потребностей и желания фотографа

Несколько советов помогут правильно выбрать фото-свет:

  1. Сперва нужно изучить техники освещения и необходимую мощность ламп. Последняя зависит от размера студии, восприимчивости фотоаппарата, предмета съемки и характера. Например, групповое фото потребуется осветить сильнее, чем интимное или предметное.
  2. Сэкономить поможет покупка готового комплекта освещения: таким способом можно купить все необходимые предметы, которые будут дополнять друг друга. Для большей экономии можно приобрети б/у-комплект, но в этом случае стоит проверить работоспособность и сроки гарантии.

Важно! Некоторые приборы можно сделать своими руками и проверить, нужны ли они.

  1. Выбор аксессуаров должен проводиться сумом. Не все дополнительные гаджеты являются обязательными, многие могут не пригодиться вовсе, если фотограф работает в узком направлении, например, только с едой.
  2. Лучше выбрать модель подороже, но более функциональную. Например, осветитель без регулировки мощности значительно дешевле, но этот параметр крайне важен, является основным при работе.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка 05

В студии может быть много световых приборов разного назначения

Но выбор все равно должен делать фотограф в зависимости от своим предпочтений и требований к работе.

Основные типы источников студийного света

Несмотря на большое количество осветительных приборов и разновидностей освещения существует всего два типа источника света для фотостудии — постоянный и импульсный. Они имеют принципиальные различия, о которых важно помнить, однако профессионалы советуют приобрести лампы обоих типов и использовать их по необходимости.

Важно! Если фотограф планирует делать только определенные снимки, например, фотографировать только украшения на белом фоне, можно ограничиться подходящим вариантом.

Постоянный свет

При постоянном освещении (также называют пилотным) софиты светят непрерывно, постоянно. Проще всего представить постоянный свет для фотосъемки как обычное освещение, но более яркое и мощное. Постоянным является и естественный свет для фото, поскольку его невозможно выключить.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка 06

Постоянное освещение часто используют при фотосъемках и

К его достоинствам относятся:

  1. Непрерывность свечения, возможность увидеть световой и теневой рисунок, скорректировать его до нажатия затвора;
  2. Позволяет свободно перемещаться по студии, так как синхронизатор отсутствует
  3. Более дешевый, можно сделать своими руками.

Недостатки такого типа:

  1. Меньшая мощность и яркость по сравнению с импульсным;
  2. Некоторые лампы сильно нагреваются, могут даже отключаться при перегреве;
  3. Требует больших затрат электроэнергии, зависим от электричества.

Импульсный свет

Это вспышка, которая горит доли секунды, но освещает модель намного ярче, чем постоянный. Такой тип освещения может быть только искусственным, так как легко перекрывает солнце. Оборудование для фотовспышки состоит из двух ламп: более «слабой» пилотной, которая помогает смоделировать теневой рисунок, и мощной импульсной, которая вспыхивает при спуске затвора фотоаппарата.

Выбор света для студии. Критерии выбора набора освещения для новичка 07

Импульсные вспышки имеют свои особенности

Важно! Для синхронизации с фотоаппаратом используют специальные насадки — синхронизаторы (кабели, Ик-трансмиттер, радио-синхронизатор). Каждый вариант имеет свои особенности: например, кабели лучше всего передают сигнала, но из-за протянувшегося провода фотограф будет ограничен в движении.

К плюсам импульсного света относятся:

  1. Мощность, возможность использовать вспышку вне помещения;
  2. Небольшой размер.

Минусами являются:

  1. Невозможность просчитать теневой и световой рисунок заранее;
  2. Необходимость делать несколько снимков, чтобы получить необходимый результат: вспышка может не сработать или опоздать.

Свет в студию. Секреты работы со студийным фоном

Рассказываем, как работать с однотонными фонами — чёрным, белым и серым. Они универсальны, есть почти в любой студии в виде бумажных рулонов или циклорам ( циклорама — конструкция для фотосъёмки без прямых углов, которая позволяет получить однотонный фон без теней ). Кроме того, снять зал с однотонным фоном дешевле, чем интерьерный, там ничего не отвлекает от постановки света и работы с моделью — идеально для тренировки новичка.

Как получить белый фон в студии

Главные ошибки — поставить модель слишком близко к фону или пожалеть источников света. Часто начинающий фотограф просто выкручивает настройки на одном устройстве на максимум, надеясь, что так свет долетит до фона и выбелит его. Отчасти это верно, но велик риск пересветить модель, получить ненужные тени.

  • Настройте свет на модели и поставьте её подальше от фона.
  • Добавьте к световой схеме ещё два источника света, расположив их по обе стороны от модели и направив на фон. Так на него будет попадать равномерное и достаточное количество света с обеих сторон.

Следите, чтобы источники не попали в кадр, либо готовьтесь убрать их на постобработке штампом или с помощью кадрирования / Иллюстрация автора

Как получить черный фон при съёмке в студии

  • Поставьте модель как можно дальше от фона, чтобы свет не долетал до стены или бумаги и не отражался от них.
  • Поставьте свет ближе к модели. Естественно, придется уменьшить мощность источника.
  • Закройте источник света от фона чёрным флагом (черная ширма на ножках). Если его нет в зале — попросите у персонала.

По возможности занавесьте все окна, выключите лишние лампы. Это обязательно, если вы работаете с постоянным, а не импульсным светом / Иллюстрация автора

Лучше предупреждать заранее при бронировании, что вам понадобится на съёмке, так как иногда оборудования в фотостудии меньше, чем залов.

  • Сильнее закройте диафрагму.
  • Если возможно по задумке и не боитесь жесткого света, возьмите насадку, которая дает узконаправленный пучок света — это уменьшит вероятность того, что фон подсветится. Например, подойдут тубус, соты, портретная тарелка.

Как изменить цвет чёрного и белого фонов

Если нужен фон определенного цвета, необязательно перебирать все залы города в поисках того самого оттенка нежно-розового или зеленого. Сделайте его сами!

Чтобы получить нежный светлый цвет малой насыщенности, например, голубой или розовый, понадобится белый фон, а также синий или красный фильтры. Максимально насыщенные и сочные цвета дают черный или серый фоны.