Снимаем в студии только с софтбоксом. Как правильно использовать софтбокс в портретной съемке
- Снимаем в студии только с софтбоксом. Как правильно использовать софтбокс в портретной съемке
- Как пользоваться софтбоксом в студии. Софтбокс
- Как снимать с журавлем. Осветительное оборудование
- Размер софтбокса для портретной съемки. Крепление
- Съемка с софтбоксом на улице. Портретная съемка с большим софтбоксом 4х6’ и сотами
- Как снимать в студии с импульсным светом. На что следует обращать внимание при выборе студии?
- Работа с софтбоксом. Профессиональные методы работы со вспышкой
Снимаем в студии только с софтбоксом. Как правильно использовать софтбокс в портретной съемке
Теперь давайте посмотрим, как себя ведет эта насадка при съемке портрета.
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксомЗдесь использовались следующая схема постановки света:
Для получения красивого контраста и во избежание сильного ограничения позирования модели старайтесь располагать освещение перед моделью и направлять основную часть света насадки перед ней. Меняя расстояние стоит помнить и об изменении контраста и интенсивности. Также, стоит обратить внимание на то, как свет падает на фон и нужен ли он вам на нем. Если свет на фон не желателен, то стоит больше отвернуть прибор от него, скомпенсировав это расстоянием углом прибора.
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксомСхема:
При съемке более общих планов важно помнить о равномерности освещения по всему объекту съемки (если не предусмотрена иная задумка). Чтобы выровнять свет лучше сдвинуть насадку в положение 4 и отодвинуть прибор дальше от модели, слегка сдвинув его к камере и подняв выше стойку. Также, старайтесь направлять центральную часть света источника не на лицо модели, а примерно на область талии. Последняя рекомендация будет полезна не только в средних планах, но и в крупных и общих. Интенсивность света изменится и это необходимо скомпенсировать либо мощностью, либо диафрагмой.
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксом© Павел Молчанов / Photar.ru
Как снять крутой портрет с одним софтбоксомСхема:
В съемках ростовых портретов очень часто можно увидеть сильное падение экспозиции от лица модели к ее ногам. Исправляется это также расстоянием и поворотом насадки. При большом расстоянии модели от вспышки стоит выбирать угол направления света внимательнее, стараясь получить выразительную собственную тень на модели, но не делать ее излишне контрастной. При правильной постановке света вы легко сможете менять крупность съемки в процессе, не вмешиваясь в световую схему.
Как пользоваться софтбоксом в студии. Софтбокс
Так называют насадки, у которых есть слои рассеивания. Как правило, это один или два слоя белой полупрозрачной ткани. Да, софтбоксы, по сути, сделаны из ткани на каркасе определенной формы.
piqsels.com
Типы софтбоксов
- Прямоугольные и квадратные софтбоксы. Нестареющая классика. Бывают разного размера. Чем больше источник, тем мягче свет.
- Октобокс . Восьмиугольные софты. Часто это самые большие студийные насадки. Их любят за интересную форму блика в глазах и то, что с их помощью можно осветить большую площадь.
- Стрипбокс . Это длинный прямоугольник, но, в отличие от классического прямоугольного софтбокса, достаточно узкий по ширине и вытянутый по высоте.
- Круглый софтбокс . Дает интересные круглые блики в глазах модели.
- Напольный софтбокс . Позволяет подсветить объект снизу.
Часто в среде фотографов и сотрудников студий софтбоксами называют именно квадратные или прямоугольные насадки, чем путают новичков, которые начинают считать октобоксы и стрипбоксы отдельным видом света. На самом деле всё это софтбоксы. Просто разной формы.
Что снимать с помощью софтбоксов
- Для классического портрета с мягким светом подойдут прямоугольные или квадратные софтбоксы. Чем они больше, тем большую площадь осветят и тем более мягкий свет дадут.
- Используйте стрипбокс для ростового портрета или чтобы подчеркнуть силуэт контровым светом. Также для ростового портрета подойдут большой прямоугольный софтбокс или октобокс.
- Стрипбокс позволяет получить эффектные узкие блики при съёмке предметов. Главное, чтобы поверхность объекта хорошо отражала свет (стекло, пластмасса, глянцевый корпус автомобиля и т.д.).
- Октобокс идеален для съёмки нескольких людей. С помощью него можно сфотографировать пару влюбленных, семью с детьми, музыкальную группу или групповой бизнес-портрет. Естественно, чем больше октобокс, тем больше людей он осветит.
- Октобокс позволяет не только сфотографировать модель в полный рост, но также осветить фон вокруг неё.
- Любые большие софтбоксы подойдут для съёмки крупногабаритных объектов. Например, автомобилей.
- Круглый софтбокс подойдет для портретов, так как дает аккуратные круглые блики. Бывают небольших размеров, поэтому подходят для накамерных вспышек, что идеально для репортажной съёмки.
- Напольный софтбокс позволяет подсветить объект снизу. Можно использовать для экспериментальных портретов с необычным светом, предметной съёмки, подсветки интерьера.
Как снимать с журавлем. Осветительное оборудование
Эффективно снимать в высоком ключе в помещении непросто, если у вас нет специального оборудования (съемка на улице в ясный день может быть проще и дешевле). Если вы хотите получить этот «студийный» вид с белым фоном, в идеале вам нужно располагать некоторыми специальными осветительными приборами.
Начало работы со студийным оборудованием может быть делом довольно-таки затратным. Ряд производителей предлагает стартовые наборы. В зависимости от качества и количества оборудования, которое вы хотите приобрести, вы должны рассчитывать на сумму от $200 до $1700 и выше.
Разговор о свете сложный, но я постараюсь объяснить здесь все попроще. Изначально у вас есть две основные опции: постоянное (непрерывное) или импульсное освещение. В случае с постоянным светом, вы можете выбирать из вольфрамовых ламп (теплый свет) или флуоресцентных ламп (холодный свет). Вольфрамовые лампы, как правило, действительно сильно греются и производят более визуально теплый свет, в то время как флуоресцентные по сравнению с ними остаются холодными и воспроизводят свет, более сравнимый с естественным дневным светом. ( источник ).
Проблема с обоими типами постоянного света в том, что они не очень мощные, что может вызвать затруднения при съемке фотографий в высоком ключе. В качестве альтернативы, существуют импульсные источники, более универсальные и мощные, и поэтому многие студийные фотографы выбирают только их.
С другой стороны, довольно сложно определиться с набором освещения, пока вы сами его не испробуете. Лучшее, что вы можете сделать, если собираетесь приобретать набор on-line, это провести предварительное исследование и прочесть множество отзывов. Ниже представлены несколько простейших вариантов, с которых вы можете начать поиски.
Размер софтбокса для портретной съемки. Крепление
Крепление софтбокса на вспышку может быть двух видов: непосредственно на ее головку или при помощи специального кронштейна на стойку.
На саму вспышку можно устанавливать небольшие по размеру софтбоксы. Большие требуют специального отдельного крепления.
Те модели софтбоксов, которые крепятся на саму вспышку, позволяют пользоваться ей, не снимая её с фотокамеры. Чем это хорошо? А тем, что таким образом мы сохраняем все функции вспышки, а именно TTL, HSS, съемку по задней шторке и всё остальное. Софтбоксы больших размеров, требующие отдельного крепления, нуждаются и в отдельной синхронизации. В этих случаях не обойтись без синхрошнура ТТL или радиосинхронизатора.
Тут нужно еще вот о чем сказать. Софтбоксов больших размеров с креплением непосредственно на саму вспышку не бывает и не может быть по одной простой причине: не забывайте, что такое крепление этого аксессуара предполагает то, что вспышка установлена на фотокамере. А если она находится именно на камере, то значит прямо под ней расположен объектив. И если софтбокс у вас достаточно большой, то он элементарно будет мешать объективу. Ну, или объектив будет мешать софтбоксу.
Сами виды креплений софтбоксов на вспышку бывают нескольких типов.
Первый, самый простой – на так называемой «липучке». На головку вспышки наклеивают «липучку», а потом на эту «липучку» прикрепляют сам софтбокс. К сожалению, этот способ нельзя назвать самым удобным и самым хорошим. Ведь наклеивая «липучку» на вспышку, вы портите ее поверхность. И, к тому же, на другую вспышку вы этот софтбокс уже не наденете. По крайней мере до тех пор, пока не купите новую «липучку».
Второй тип крепления софтбокса к вспышке – это крепление на гелевой основе с резинкой. Гелевой основой софтбокс прижимается к головке вспышки, а затем сверху затягивается резинкой. Этот тип крепления, пожалуй, смело можно назвать одним из самых универсальных. Такое крепление очень просто, и, к сожалению, не самое надежное. Но, тем не менее, если фотокамерой во время работы не трясти очень сильно, то на съемочный день, например, фотографа, снимающего на свадьбе, крепления такого рода может быть вполне достаточно. За это время софтбокс со вспышки, мы думаем, не сползет. А на большее и не нужно рассчитывать.
Третий тип крепления – крепление при помощи специального адаптера. И это крепление нельзя назвать самым надежным и универсальным. Но этот его минус с лихвой компенсируется плюсом: тем, что этот адаптер позволяет устанавливать на вспышку не только софтбокс. Для подробных адаптеров производители разработали несколько наборов специальных аксессуаров.
Унитарность – вот основной минус адаптеров. Дело в том, что типов этих приспособлений - почти десяток. Они разработаны для различных размеров головки вспышки. Проще говоря, если вспышка у вас не самой популярной и ходовой модели, то адаптер под нее подобрать вам будет весьма проблематично. В некоторых случаях его даже доработать придется.
Съемка с софтбоксом на улице. Портретная съемка с большим софтбоксом 4х6’ и сотами
Поскольку эта насадка имеет широкое и однородное пятно света, то ей очень удобно работать со средним и общим планом в портрете. Также подобное световое пятно позволяет располагать прибор ближе к модели, делая свет контрастнее. Такого размера насадку не получится поставить близко на оси с камерой, так как она будет перекрывать собой часть кадра, и это стоит учитывать, выбирая нужный угол. В данном случае, прибор стоит примерно под 30-40 градусов сбоку от модели, на расстоянии около 1,7-2 метров и выше ее головы примерно на 0,7 метра. По лучу прибор направлен примерно на уровень колен модели. Использование насадки меньшей площади не дало бы такого равномерного освещения по всему росту модели (скорее всего, верхняя часть была бы освещена сильнее).
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru
После того как мы надели соты на софтбокс картинка достаточно сильно изменилась. Она стала заметно темнее (примерно — 1 и 1/3 ступени):
© Павел Молчанов / Photar.ru
Я компенсирую это увеличением мощности генератора, и при той же яркости, не используя соты, я получаю гораздо более объёмную картинку.
© Павел Молчанов / Photar.ru
Важно отметить, что расположение прибора никак не изменилось. Разделение света и тени становится гораздо более выраженным, подчеркивая черты лица модели и детали одежды. Также фон за моделью становится значительно темнее. Несмотря на то, что соты сделали световое пятно меньше, модель однородно освещается в рост. А это очень важная особенность насадки.
Как снимать в студии с импульсным светом. На что следует обращать внимание при выборе студии?
Площадь съемочного зала – нежелательно арендовать маленькую студию, так как при этом сложно снять качественный ростовой или групповой портрет. Хотя, это дело вкуса, но лично я люблю снимать портреты на длинном фокусе, от 100 мм и длиннее. При этом не искажается перспектива, меньше захватывается окружающий фон, можно использовать малую глубину резкости, которая присуща светосильным длиннофокусным объективам. Для комфортной съемки рекомендуется пространство не меньше 50 м2. При этом желательно, чтобы помещение не было квадратным. Чем больше пространство студии, тем больше простор для творчества! Обратите также внимание на высоту потолков. Чем выше, тем лучше. Необходимый минимум – это 3,5 метра. Вот выдержка из описания одной из студий:
- первая в России рекламная аквафотостудия полного цикла, осуществляющая комплексный подход к каждому фотопроекту;
- крупнейшая в Cанкт-Петербурге студия (500 м2), оснащенная передовым оборудованием и пространствами для аквасъемки (площадью 120 м2), которые позволяют нашим фотографам осуществлять самые невероятные проекты;
Цвет стен в студии – в хороших профессиональных фотостудиях обычно несколько залов. Если вы хотите снимать в студии с естественным освещением либо с импульсным в светлом ключе, лучше, если стены и потолок будут нейтральные и светлые. Для импульсного света, постоянного света и съемки на различных бумажных фонах предпочтительнее темные нейтральные стены и потолок. Это позволяет минимизировать паразитные отражения от светлых поверхностей и точно контролировать свет. Нейтральность важна, чтобы не вносить посторонних оттенков. Эти рекомендации являются общими, а конкретный выбор зависит от задач съемки. Есть студии и с различными фактурными стенами, например, участками кирпичной или грубо оштукатуренной стены.
Оборудование студии – желательно, если в студии будет профессиональное осветительное оборудование. Фирм, выпускающих действительно профессиональную технику, не так уж много. Наиболее известны Broncolor, ProFoto, Bowens, Elinchrom. Очень хорошо, если студия оборудована качественной подвесной системой для оборудования в виде рельсовых конструкций на потолке и пантографов, позволяющих регулировать высоту моноблоков – это позволяет использовать меньше стоек для светового оборудования.
Если студия оборудована генераторной системой – это замечательно! Желательно также уточнить мощность источников света. Чем мощнее – тем лучше.
Светоформирующие насадки – в хороших студиях фотографам предлагается большой выбор самых разнообразных светоформирующих насадок: это различные софтбоксы (как обычные прямоугольные, так и квадратные, октобоксы, стрипбоксы), рефлекторы с различным углом светового потока, портретные тарелки, соты с различными размерами ячеек, прожекторные насадки, проекторы для фонов, шторки, цветные фильтры т.д. Очень хорошо, если на светоформирующих насадках типа софтбоксов будут гриды – это матерчатая ячеистая маска, аналог сот для рефлекторов и тарелок. Наличие черных флагов также желательно, они позволяют точно управлять распространением светового потока. Обращаю ваше внимание, что все насадки в студиях меняет администратор! Не делайте это сами, во избежание ненужных проблем и возможной поломки оборудования!
Стоимость одного часа аренды – обычно указывается на сайте студии. В Санкт-Петербурге, к примеру, стоимость часа аренды варьируется от 300 до 2000 рублей (приведены средние цифры). Как правило, большие студии с оборудованием хорошего качества стоят дороже. Вы можете сэкономить на стоимости аренды, узнав, продается ли в студии пакет часов аренды со скидкой. Также во многих студиях стоимость аренды зависит от времени суток и дня недели (в выходные дни обычно дороже). Некоторые студии предлагают постоянным клиентам дисконтные карты.
Предоставление ассистента и/или консультанта, курсы по студийной съемке – большинство начинающих фотографов не имеют понятия о том, как пользоваться студийным оборудованием (а именно этот фактор также является для многих препятствием на пути к студийной съемке). Поэтому во многих студиях организованы специальные курсы по основам студийной съемки. Если для реализации вашей творческой фантазии у вас "не хватает рук", студия может предоставить ассистента за дополнительную плату. Также вам могут провести небольшую консультацию по основам студийной съемки. Это будет минимально необходимая информация, которая позволит вам преодолеть страх перед студийным оборудованием и начать снимать самостоятельно.
Работа с софтбоксом. Профессиональные методы работы со вспышкой
Использование зонта для регулировки мягкости света
Используя полупрозрачный зонт для съемки, прежде всего нужно определиться с тем, насколько нужно смягчить свет. Мягкость света зависит от того, насколько вспышка удалена от внутренней поверхности зонта. Для получения мягкого света при фотографировании портрета, вспышку лучше всего закрепить на расстоянии около 60 см от зонта. Это позволяет вспышке заполнить всю поверхность зонта. Благодаря этому получается большое световое пятно. Свет получится максимально мягким. Для получения более жесткого света зонт нужно приблизить к вспышке. Чем меньше расстояние для рассеивания света, тем меньше получится пучок света, а следовательно он будет более жестким.
Софтбоксы как дополнительный контроль над светом
При наличии денег можно приобрести персональный софтбокс для внешней вспышки. У этого устройства есть два очевидных преимущества в сравнении с полупрозрачными зонтами. прежде всего, свет от софтбокса абсолютно четко направлен по направлению вспышки, поэтому очень легко поддается настройке. Также с софтбоксом намного проще работать на улице, так как его не сдувает ветром, в отличие от зонта. Иногда достаточно совсем слабого ветерка для того, чтобы свалить штатив с зонтом и со вспышкой. Многие софтбоксы достаточно компактны и на их установку уходит не больше одной минуты. Мягкий направленный свет получается очень хорошего качества. В продаже можно найти софтбоксы различных размеров.
Софтбокс Ezybox без штатива
Такой софтбокс как Ezybox можно не устанавливать на штатив, а просто держать в руках. Для этого понадобится помощник. Им может быть ваш ассистент или кто нибудь из гостей на фотосессии. У софтбокса имеется ручка длиной 60 сантиметров. Это позволяет достаточно гибко регулировать положение софтбокса.
Использование нескольких вспышек
Если одновременно используется несколько вспышек, которые контролируются отдельно друг от друга, придется использовать систему группировки вспышек. Представим, что одна внешняя вспышка находится слева от объекта съемки, а вторая сзади него, для подсвечивания фона. При этом нужна возможность регулирования яркости независимо друг от друга. Чтобы реализовать это, нужно для первой вспышки задать категорию Group А, ну а для второй соответственно - Group В. Таким образом можно настраивать мощность каждой вспышки отдельно. К каждой категории можно присваивать несколько вспышек. Яркость двух вспышек в одной категории будет изменяться одинаково. Выбор категории производится в настройках вспышки.
Для чего нужны каналы вспышек
В тех случаях, когда вы работаете один, все идет так, как вы запланировали. Но иногда приходится фотографировать на различных мероприятиях, где работает много других фотографов. У вас может возникнуть серьезная проблема, ведь вероятность того, что чужая вспышка сработает в момент спуска затвора вашего фотоаппарата, очень велика. Чтобы предотвратить помехи во вспышках предусмотрен выбор каналов. Для настройки нужно предварительно договориться с остальными фотографами о том, кто в каком канале будет работать. Выбор каналов осуществляется как на самих вспышках, так и на устройствах, которые отвечают за срабатывание вспышки.
Беспроводные устройства для спуска вспышек
Одним из способов спуска внешних вспышек является использование светочувствительного сенсора, который будет запускать остальные вспышки, увидев всплеск света от основной вспышки, которая подает сигнал. Недостатком этого способа является необходимость постоянного нахождения светочувствительного сенсора в зоне видимости сигнальной вспышки. Если это условие не будет выполняться, то остальные вспышки не сработают. Этого недостатка нет у спусковых устройств, которые передают сигнал спуска по радиоволнам. У компании PocketWizard есть специальный передатчик, который устанавливается на горячий башмак и посылает сигнал на приемники, которые подключаются к каждой внешней вспышке. Недостаток этого способа заключается в том, что нужно покупать приемник для каждой вспышки, а это обойдется в кругленькую сумму, но зато с покупкой нужного оборудования будет решено множество проблем.
Как понять, что все внешние вспышки готовы к работе
Рассмотрим пример, в котором используется несколько беспроводных вспышек, которые разбросаны по разным группам. Предположим, что одна вспышка для подсветки переднего плана будет относится к группе Group А, вторая вспышка будет выполнять подсветку волос и относится к группе Group В, а еще две вспышки будут подсвечивать фон и принадлежать к Group С. Как понять, что все они готовы сработать и настроены правильно? Нужно провести тестирование. На главном устройстве есть специальная красная кнопка, которая проводит тест. При нажатии на неё, сработает главная вспышка. За ней должны сработать все остальные. Внимательно проследите за тем, чтобы сработали все вспышки. Если что-то не так, то нужно проверить, на всех ли вспышках правильно настроена категория, все ли вспышки находятся в зоне, в которой они могут получить главный импульс, который запустит спусковой механизм.