Новое время

Полезная информация обо всём

Типы студийного света и их особенности. Студийный свет

03.07.2022 в 13:55

Типы студийного света и их особенности. Студийный свет

Студийный свет — это профессиональное оборудование высокой мощности, которое используют в фотостудиях и сдают в аренду вместе с залами.

Как правило, он работает от розеток, хотя всё чаще появляются модели, питающиеся ещё и от аккумулятора. Например, к ним относится Godox S30 . Но, учитывая стойки и светоформирующие насадки, такое оборудование много весит — этот свет не вывезти просто так на природу или на улицу. Во всяком случае, без автомобиля и генераторов электричества. Например, комплект Falcon Eyes QLBK-1000 v2.0 с двумя источниками света весит около 13 килограммов. Кроме того, студийный свет рассчитан на работу в помещении — если пойдёт дождь, то оборудование за десятки, а иногда и сотни тысяч рублей просто сломается.

Виды студийного света

  • Постоянный

Светит ровно и одинаково, пока включён в розетку или хватает заряда аккумулятора. Принцип работы такой же, как и у обычной лампочки в квартире — стабильный, не меняющийся световой поток.

Плюс в том, что такой свет сразу позволяет фотографу понять, как ляжет светотень и будет выглядеть итоговый снимок. К тому же он подходит для съёмки видео — импульсный свет не годится, из-за него ролик будет «мерцать». Идеальный свет для новичков в студии, так как результат максимально контролируемый.

Минусы постоянного света в том, что он, как правило, гораздо дороже импульсного при равной мощности. Кроме того, такие источники потребляют больше электричества и сильнее нагреваются, поэтому постоянный свет есть не во всех студиях, либо его предлагают взять в аренду за дополнительную плату.

piqsels.com

  • Импульсный

Свет, который даёт короткую яркую вспышку, которая срабатывает в момент нажатия кнопки затвора на фотоаппарате, если на камеру установлен синхронизатор. Это самый распространенный свет, который есть во всех фотостудиях.

Мгновенной вспышки хватает, чтобы осветить сцену. И в этом плюсы источника — высокая мощность, низкое энергопотребление и относительно низкая — если сравнивать с постоянным светом — цена.

Минусы в том, что до того, как вы нажали спуск затвора, точного представления, как будет выглядеть кадр, нет. Да, частично это решается пилотным светом — отдельной встроенной в источник лампой, которая дает представление о получающейся светотени и направлении света. Но пилотный свет обычно слабый и не может показать, с какой мощностью будет бить вспышка.

Виды импульсного света. Источники импульсного света

Виды импульсного света. Источники импульсного светаСуществует 2 вида источников света:

  • Постоянные источники освещения непрерывно освещают модель или предмет. К ним относятся дневное освещение, освещение от всевозможных ламп, фонарей,
  • Импульсные источники освещения срабатывают одновременно с нажатием на спусковую кнопку фотоаппарата и освещают снимаемую сцену всего доли секунды. К переменному свету относятся обычные вспышки и специальное студийное оборудование.

Импульсный свет в фотостудиях оснащен двумя лампами – пилотной и импульсной. Первая помогает пристреляться – проверить, как свет ляжет на модель или снимаемый предмет. Импульсная лампа срабатывает одновременно с нажатием на спусковую кнопку. При этом пилотная лампа отключается.

Мощность приборов указывается в джоулях и, как правило, составляет от 50 до 2400 джоулей.

Существует различные светильники:

  • точечные;
  • линейные (лайтбары);
  • кольцевые светильники;
  • лайтбоксы.

Также переменное освещение в фотостудии может представлять собой моноблок или генератор.

Моноблоки наиболее часто встречаются в студиях. Они работают от аккумулятора или от сети. Это устройства, в которых в одном корпусе находятся лампы, регулировка управления и остальные части оборудования. Моноблоки дешевле и удобнее в транспортировке. Однако у них меньшая мощность и большая масса.

Генераторы состоят из двух частей. Осветительной головки, в которой расположены лампы, и самого генератора, в котором объединены устройства для управления вспышкой. Генераторы могут располагаться на штативе или прямо на полу или другой поверхности. Такое оборудование отличается большей мощностью и дороговизной. При этом у него есть несколько преимуществ: возможность использовать с одним генератором несколько вспышек и снимать кадры с «замороженным движением». Это оборудование также может работать как от сети, так и от аккумулятора.

Виды света в студии. Виды студийного света

  • Постоянный

Светит ровно и одинаково, пока включён в розетку или хватает заряда аккумулятора. Принцип работы такой же, как и у обычной лампочки в квартире — стабильный, не меняющийся световой поток.

Плюс в том, что такой свет сразу позволяет фотографу понять, как ляжет светотень и будет выглядеть итоговый снимок. К тому же он подходит для съёмки видео — импульсный свет не годится, из-за него ролик будет «мерцать». Идеальный свет для новичков в студии, так как результат максимально контролируемый.

Минусы постоянного света в том, что он, как правило, гораздо дороже импульсного при равной мощности. Кроме того, такие источники потребляют больше электричества и сильнее нагреваются, поэтому постоянный свет есть не во всех студиях, либо его предлагают взять в аренду за дополнительную плату.

  • Импульсный

Свет, который даёт короткую яркую вспышку, которая срабатывает в момент нажатия кнопки затвора на фотоаппарате, если на камеру установлен синхронизатор. Это самый распространенный свет, который есть во всех фотостудиях.

Мгновенной вспышки хватает, чтобы осветить сцену. И в этом плюсы источника — высокая мощность, низкое энергопотребление и относительно низкая — если сравнивать с постоянным светом — цена.

Минусы в том, что до того, как вы нажали спуск затвора, точного представления, как будет выглядеть кадр, нет. Да, частично это решается пилотным светом — отдельной встроенной в источник лампой, которая дает представление о получающейся светотени и направлении света. Но пилотный свет обычно слабый и не может показать, с какой мощностью будет бить вспышка.

Схемы света в интерьерной студии. Смешанный свет

Смешанный свет — это не столько про световые схемы, сколько про настройки камеры и общую идею. Подразумевается, что мы используем и постоянный свет, и импульсный, настраиваем фотоаппарат, а в результате получаем кадр с необычными цветовыми и световыми разводами и модель в фокусе (или почти в фокусе).

Что нужно для съёмки со смешанным светом

  • Источник постоянного света. Отвечает за размытие. Он должен быть мощным, чтобы импульсный свет не перебивал его, и они работали в паре.
  • Источник импульсного света. Он будет «замораживать» модель.
  • Светоформирующие насадки для импульсного света. Нужно, чтобы он направленно светил на модель, но максимально не касался окружения. Для этого нужен жёсткий направленный свет. Подойдут тубус или рефлектор. Можно снимать и с портретной тарелкой, но обязательно с сотами.
  • Фактурный фон. Если фон будет не гладким, эффект размытия будет читаться сильнее. Подойдут мятые тканевые фоны, цветные, с различными узорами.
  • Настройки фотоаппарата. Чтобы в кадре появилось размытие, нужно сделать выдержку более длинной. Подойдет ¼ и длиннее. Чем дольше фотоаппарат собирает свет, тем сильнее эффект размытия. С пересветом проще всего справляться закрытием диафрагмы в диапазоне от f/8 до f/16, либо наденьте на объектив нейтральный серый фильтр, который поглощает свет. Точные значения зависят от мощности света и расстояния его от модели.
  • Движение. Чтобы проявить эффект размытия, попросите модель сделать шаг в сторону, подвигать руками, повернуть голову, либо подвигайте камерой после нажатия на кнопку спуска затвора.

Виды студийного оборудования. Как собрать домашнюю студию звукозаписи?

Свою первую студию я начал собирать в 2011 году. Тогда я не представлял в полной мере зачем она нужна — главным критерием была запись музыки в любое время.

Моим первым домашним студийным устройством была звуковая карта. Простой бюджетный интерфейс открыл мне мир звукозаписи. Позднее арсенал пополнился наушниками AKG K272, которыми я пользуюсь до сих пор.

В таком виде студия просуществовала пару лет. Я познавал азы звукорежиссуры, изучал возможности разных секвенсоров, перебирал виртуальные инструменты и плагины. Попутно записывал музыку, разные музыкальные инструменты и работал над аранжировками.

Постепенно возможностей Tri-Capture перестало хватать, да и накопившийся опыт говорил, что пора расширять студию. К этому моменту я понял несколько вещей:

  • Студия звукозаписи — это не обязательно десятки видов разного оборудования. Скромный комплект из простой звуковой карты и неплохих наушников – такая же студия звукозаписи. При должном уровне знаний и умений, сочинять и записывать качественную музыку можно на любом оборудовании;
  • Навыки и талант — первичны, оборудование — вторично. Как теннисная ракетка становится продолжением руки теннисиста, так и устройства должны быть лишь продолжением таланта музыканта. Талантливый музыкант, работающий на скромном комплекте изученного оборудования, может делать качественную музыку. И результат будет лучше, чем у того, кто скупил половину Музторга, но не наделен талантом.
  • Начинать лучше с малого, постепенно расширяя свой арсенал. Нет смысла покупать кучу устройств сразу, особенно если не знаешь, для чего они тебе. Изучи свои устройства, а дополнения покупай только если они очень нужны;
  • Долгий и осознанный поиск подходящего устройства — это нормально. Ненормально — покупать каждую выходящую новинку, в надежде улучшить качество музыки.

Моделирующий свет. Виды освещения: рисующее, заполняющее, контровое

В художественной фотографии есть давно устоявшиеся термины, классифицирующие тип освещения объекта светом: это рисующий, заполняющий и контровой. Во время съемки на пленере, то есть вне помещения, на открытой местности, роль рисующего света выполняет, как правило, солнечный свет. В зависимости от положения солнца относительно горизонта меняется его интенсивность и световая температура. Источниками рисующего света также могут быть отражающие поверхности с высоким КПД, например, зеркало, серебристый отражатель и т.п. Заполняющий свет генерирует облачное небо, еще это могут быть светлые поверхности вокруг объекта (отражатель с белой рабочей поверхностью, белая стена или даже пляжный песок). Что до контрового света — его источником во время съемки на пленере чаще всего выступает также солнце, но отнюдь не находящееся в зените, а соседствующее с линией горизонта и находящееся за объектом съемки.

Что они представляют собой?

Для рисующего света характерна общая контрастность снимка, жесткие свето-теневые переходы, высокая детализация изображения.

Моделирующий свет. Виды освещения: рисующее, заполняющее, контровое(cc) mexico rosel

Заполняющий свет обычно выступает вспомогательным источником к основному, рисующему, так как не может похвастаться ни высоким контрастом, ни фактурой, ни детализацией, зато у него есть другие сильные стороны: это мягкость и пластичность изображения, с сохранением деталей как в темных, так и в светлых участках кадра.

Моделирующий свет. Виды освещения: рисующее, заполняющее, контровое(cc) Dan Foy

Контровой свет выгодно работает над созданием объема, глубины изображения, отделяя объект съемки от фона, очерчивая его силуэт.

Моделирующий свет. Виды освещения: рисующее, заполняющее, контровое(cc) Alex Dram

Итак, теперь вы знаете о типах освещения — рисующий, заполняющий и контровой свет, и для чего служит каждый из них. А что мы имеем в студии? Да в общем-то, те же самые типы освещения плюс возможность создавать дополнительные световые и цветовые эффекты, которые, кстати, вне студии без дополнительного оборудования сделать, пожалуй, не получится.

В студии, за редким исключением, у нас нет возможности работать, используя естественный источник света — солнце. И даже если такая возможность в студии есть — это скорее опция, чем основное ее предназначение, ибо зависеть от солнца во время съемки в студии фотограф не может и не должен (если конечно же перед ним не стоит такая задача — съемка исключительно с естественным светом).

Рабочий процесс, особенно, если студия арендуется, строится на результативности, поэтому полагаться на постоянство небесного светила мы позволить себе не можем. Да и к чему это, если на вооружении у прогрессивного человечества давно есть достойные «заменители» солнечного света — моноблоки и куча насадок для них.

В следующих материалах мы поднимем тему о студийном свете.