Скороговорки для дикции и речи: как улучшить свою речь
- Скороговорки для дикции и речи: как улучшить свою речь
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое скороговорки и для чего они предназначены
- Как скороговорки помогают улучшить дикцию
- Могут ли скороговорки улучшить четкость речи
- Какие существуют примеры простых скороговорок для детей
- Какие скороговорки подходят для взрослых
- Как часто нужно практиковаться в скороговорках, чтобы заметить улучшение
- Могут ли скороговорки помочь при заикании
- Есть ли специальные скороговорки для работы над определёнными звуками или проблемами в речи
- Можно ли использовать скороговорки для тренировки речи на иностранном языке
- Как сделать занятия скороговорками более эффективными и интересными
Скороговорки для дикции и речи: как улучшить свою речь
Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией ADME .
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. - Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. - И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
- Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
- Пакет под попкорн.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселись сами.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Свиристель свиристит свирелью.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое скороговорки и для чего они предназначены
Скороговорки — это специальные тексты или предложения, которые предназначены для тренировки дикции, произношения и координации речевых движений. Они обычно содержат повторяющиеся звуки, сложные сочетания согласных или гласных, что делает их полезными для развития речевого аппарата. Скороговорки помогают улучшить четкость речи, повысить скорость и точность артикуляции, а также укрепить мышцы, участвующие в речи. Кроме того, они могут быть использованы для профилактики и коррекции речевых нарушений, таких как заикание или невнятная речь. Регулярное выполнение скороговорок способствует формированию правильных речевых привычек и повышению уверенности в общении.
Вопрос 2: Какие преимущества скороговорок для развития речевого аппарата
Скороговорки обладают рядом преимуществ для развития речевого аппарата. Во-первых, они помогают укрепить мышцы рта, языка и горла, что улучшает координацию и точность движений. Во-вторых, они способствуют развитию слуховой памяти и внимания, так как для правильного произнесения необходимо внимательно слушать и запоминать звуки. В-третьих, скороговорки позволяют улучшить произношение сложных звуков и сочетаний, что особенно важно для детей и людей, изучающих второй язык. Кроме того, они могут быть использованы для профилактики речевых нарушений и для восстановления речи после травм или заболеваний. Регулярная практика с скороговорками делает речь более четкой, выразительной и уверенной.
Вопрос 3: Как правильно произносить скороговорки, чтобы получить максимальную пользу
Для того чтобы правильно произносить скороговорки и получить максимальную пользу, необходимо соблюдать несколько правил. Во-первых, нужно начинать с медленного произнесения, постепенно увеличивая скорость по мере освоения текста. Это позволяет лучше контролировать артикуляцию и избежать ошибок. Во-вторых, важно внимательно следить за правильным положением языка, губ и других органов речи. В-третьих, скороговорки должны произноситься четко и громко, чтобы укрепить голосовые связки и улучшить дыхание. Кроме того, рекомендуется практиковаться перед зеркалом, чтобы видеть, как движутся губы и язык. Регулярная тренировка и внимание к деталям помогут достичь лучших результатов.
Вопрос 4: Какие темы чаще всего используются в скороговорках
Скороговорки могут быть посвящены самым разным темам, что делает их универсальными для тренировки. Часто они основаны на повседневных ситуациях, таких как описание природы, животных, еды, профессий или городской жизни. Например, можно встретить скороговорки о погоде, транспорте, школе или магазине. Также существуют скороговорки, основанные на играх слов, рифмах и каламбурах, которые помогают развивать творческое мышление и чувство языка. Некоторые скороговорки созданы специально для работы с определенными звуками или их сочетаниями, что делает их полезными для коррекции речевых нарушений. Разнообразие тем позволяет выбрать скороговорки, которые будут интересны и полезны для каждого человека.
Вопрос 5: Как подобрать скороговорки для разных возрастных групп
Подбор скороговорок для разных возрастных групп требует учета уровня речевого развития и способностей. Для маленьких детей важно выбирать простые и забавные скороговорки с повторяющимися звуками и рифмами, которые помогут развивать базовые речевые навыки. Например, можно использовать скороговорки про животных, птиц или транспорт. Для старших детей и подростков можно использовать более сложные тексты с сложными сочетаниями звуков и быстрым ритмом. Взрослые могут работать со скороговорками, направленными на профилактику речевых нарушений или на улучшение дикции для профессиональных целей. Также важно учитывать индивидуальные особенности и уровень подготовки, чтобы скороговорки были полезными и эффективными.
Вопрос 6: Как часто нужно заниматься скороговорками, чтобы увидеть результат
Для того чтобы увидеть результат от занятий скороговорками, важно регулярно практиковаться. Оптимальная частота занятий зависит от целей и уровня подготовки. Для детей достаточно 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, чтобы постепенно развивать речевые навыки. Для взрослых, особенно тех, кто хочет улучшить дикцию или корректировать речевые нарушения, рекомендуется заниматься ежедневно по 15-20 минут. Регулярность важна, так как она помогает закрепить новые речевые привычки и постепенно улучшать качество речи. Также важно сочетать скороговорки с другими упражнениями для речевого аппарата, такими как артикуляционные упражнения или дыхательные практики. Систематическая тренировка позволит достичь заметных результатов в кратчайшие сроки.
Что такое скороговорки и для чего они предназначены
Екатерина Владимировна Сиряк
Скороговорки как средство развития речи
Зачем детям нужны скороговорки ?
Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
https://top.thepo.st/
Русские скороговорки - бесценный материал, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи . Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы , скорее всего , не с этой целью, а исключительно для развлечения . Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было . Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Публикация «Скороговорки как средство развития речи» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки ?Они:
• тренируют речевой аппарат,
• развивают фонематическую и артикуляционную память,
• обогащают словарный запас,
• ставят речевое дыхание,
• помогают сделать речь интонационно грамотной,
• подготавливают к формированию письменной речи .
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам .
• Сначала мама читает скороговорку сама , медленно, вслух.
• Затем с малышом можно обсудить содержание,сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
• Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку .
• Если скороговорка длинная , учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
• Когда ребёнок запомнил скороговорку , пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя» , потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно .
• Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Существует неисчислимое множество различных скороговорок .
- Каждому звуку - своя скороговорка .
Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
• Для звука : Белые бараны били в барабаны.
• Для звука : Водовоз вез воду из водопровода.
• Для звука : Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
• Для звука : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
• Для звуков , : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
• Для звука : Около кола колокола.
• Для звука : Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
• Для звука : Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
• Для звука : Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
• Для звука : Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
• Для звука : Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
• Для звуков , : Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров) .
• Отработка звука : Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
• Для звука : Цыплята и курица пьют чай на улице.
• Для звука : Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Как скороговорки помогают улучшить дикцию
- Скороговорки помогают развивать артикуляцию и правильное произношение звуков. Это особенно полезно для детей с трудностями в развитии речи.
- Скороговорки помогают развивать анализ речи на слух и восприятие звукового ряда. Когда мы слышим скороговорку, наш мозг учится делить звуки на составные части и правильно их воспринимать. Это тренирует нашу способность различать и анализировать звуковые сигналы. В результате люди становятся внимательнее к звучанию речи.
- Скороговорки способствуют развитию памяти и концентрации. Для успешного повторения сложных фраз необходимо запомнить правильный порядок звуков и их комбинацию. Это требует усиленного внимания и фокусировки на задаче, поэтому скороговорки — это еще и тренинг для памяти и способности удерживать информацию.
- Кроме того, использование скороговорок в обучении помогает развивать творческое мышление и логику. Некоторые скороговорки содержат игровые элементы, загадки или сюжетные ситуации, которые требуют ассоциативного и логического мышления для понимания и правильного произношения. Это развивает способность к абстрактному мышлению, креативности и яркому воображению.
- Частое повторение сложных скороговорок тренирует голосовые связки и способность говорить четко и громко. Поэтому скороговорки — полезное упражнение для актеров, ведущих, учителей и всех, кто нуждается в хорошей артикуляции.
- Наконец, скороговорки помогают повысить уверенность в себе и развить выразительную речь.
Могут ли скороговорки улучшить четкость речи
Следующим пунктом в развитии дикции является работа со скороговорками. Многим они прекрасно знакомы с самого детства. Для начала необходимо определить звуки и буквы, которые проблематичны для взрослого или ребенка. В соответствии с этой информацией подбираются упражнения для их тренировки. Сначала надо использовать небольшие предложения, но со временем необходимо увеличить количество строк. Важно не произносить их быстро и стараться медленно, размеренно проговаривать. Позже можно попробовать произносить с различными предметами во рту. Работая со скороговорками, очень важно увеличивать скорость их чтения постепенно, чтобы не превышать собственные возможности и не вернуться к неразборчивому чтению. Примеры упражнений (скороговорок) для тренировок:
- (а) – Андрей хватал халву ухватом. Саша сам посадил траву на даче.
- (б, б’) – Добыл бобыль бобов. Бобы у бабы как баобабы.
- (к, б) – В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- (к, ш, п, н) – Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
- (п, п’) – Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Пудель пуделя потчевал пудингом.
- (р, т, в) - Интервьюер интервьюера интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
- (р, л) – На речной мели мы на налима набрели. Лаборанты работают в лаборатории.
- (т), (п) – От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
- (х, х’) – Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Муха-горюха хлопнулась хряку на ухо.
- (ч) – Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Все эти скороговорки могут помочь в развитии дикции и правильного произношения звуков и слов. Важно регулярно заниматься этими упражнениями, зачитывать и разучивать их постоянно.
Какие существуют примеры простых скороговорок для детей
Татьяна Бахтина
Скороговорки для развития речи детей 5 лет
Картотека скороговорок для детей старшего возраста
Область: речевое развитие
Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи , т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки , которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе , что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.
Публикация «Скороговорки для развития речи детей 5 лет» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по
артикуляции звуков.
2. Развивать чёткую , правильную дикцию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Совершенствовать интонационную выразительность.
I. Скороговорки на произношение парных согласных.
1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
2. В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.
3. Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено граблями, краб, грабь.
4. Дали Клаше каши с простоквашей
Ела Клаша кашу с простоквашей.
5. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
6. В пруду у Поликарпа
Три карася и три карпа.
7. Гроза грозна, грозна гроза.
II. Скороговорки на сонорные согласные:
1. Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.
Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.
2. Стоит гора, в горе- нора.
3. В норе зверёк, зовут сурок.
4. Рубанок в руки взял мастак,
Встал спозоранок за верстак:
Тарасу, Рустику, Марусе
Строгает на салазки брусья.
5. На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
6. Маланья – болтунья молоко болтала,
Выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
Полили лилию. Видели Лидию.
7. Не жалела мама мыла.
Какие скороговорки подходят для взрослых
Скороговорки — это фразы или стихи с искусственно усложненной артикуляцией. Как правило, их используют для тренировки дикции актеры, телеведущие, спортивные комментаторы и другие специалисты, чья работа связана с публичными выступлениями.
У скороговорки даже есть свой международный праздник, он отмечается ежегодно во второе воскресенье ноября
Скороговорки относятся к устному народному творчеству. Изначально этот жанр задумывался для забавы. Обычно сюжет скороговорки содержит шуточную историю о каком-нибудь событии или явлении из жизни, и главная задача рассказчика — произнести без остановки все трудно сочетаемые звуки.
Фото:
Русские скороговорки впервые были записаны в 1862 году писателем и лексикографом Владимиром Далем. Всего он опубликовал 49 скороговорок, большинство из которых скорее можно отнести к фольклору для взрослых — в детские издания, как правило, включают лишь пять вариантов из далевской подборки.
Логопеды и преподаватели по сценической речи активно используют скороговорки в своей работе — детям они помогают отработать сложные звуки, вроде «р» и «л», а взрослым — поддерживать дикцию в хорошей форме.
Зачем читать скороговорки
- Развитие дикции. Скороговорки требуют от говорящего тщательной проработки произношения и активной работы артикуляционного аппарата. Регулярные тренировки помогают улучшить координацию между органами речи, что особенно полезно для тех, кто хочет избавиться от дислалии .
- Улучшение фонематического слуха. Скороговорки помогают развивать фонематический слух — способность различать, запоминать и воспроизводить звуки. Это важный навык для изучения иностранных языков, а также для работы с рифмой и ритмом в поэзии.
- Улучшение памяти. Чтение скороговорок требует концентрации внимания и запоминания последовательности звуков и слов, а значит, помогает улучшить память и способность к запоминанию информации. Сложные и запутанные словесные конструкции прокладывают новые нейронные связи, что полезно для общего интеллектуального развития.
- Снятие напряжения и расслабление. Скороговорки могут быть веселыми и забавными, их чтение зачастую вызывает смех. Так что процесс произнесения сложных фраз, особенно в компании друзей или семьи, может стать одной из форм досуга.
- Расширение словарного запаса. Скороговорки часто имеют интересные и необычные конструкции, которые могут расширить словарный запас. Некоторые из них включают редкие слова и фразы, которые помогают глубже понять историю и культуру родного языка.
Как часто нужно практиковаться в скороговорках, чтобы заметить улучшение
Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.
Принципы эффективных занятий :
- Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
- Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
- Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
- В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
- Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
- Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
- Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).
Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи.
- Дай кирку Киркорову корки откалывать.
- На ура у гуру инаугурация прошла.
- Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок.
Многие считают, что использование скороговорок оправдано только во время занятий логопеда с детьми-дошкольниками, а некоторые вообще не знакомы с этим понятием. В реальности – скороговорки часто применяют и взрослые. Чаще всего это связано со сменой профессии, но есть случаи, когда желание избавиться от дефектов речи приходит лишь в сознательном возрасте. Какой бы ни была причина, скороговорки для улучшения качества речи и дикции взрослых – это хороший способ избавиться от проблем и комплексов, а так же получить отличное настроение на целый день.
Чтобы понять, что такое скороговорка, достаточно открыть любой толковый словарь . Обычно этот термин характеризуют как специально придуманный текст или фразу с труднопроизносимыми и плохо сочетаемыми звуками.
- Побрёл бобёр в бор.
- В бору бобра обобрали.
- Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
- Бобриха бобра побранила и побрила,
- а бобрята бобра ободрили.
- Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.
Очень часто скороговорки — это народные произведения, которым несколько веков.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.
Но есть и современные, которые составлены лингвистами для решения конкретной проблемы.
Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
Могут ли скороговорки помочь при заикании
Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:
- Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
- Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
- Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
- Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:
- Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
- Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
- Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
- Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
- Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
- Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
- Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.
Есть ли специальные скороговорки для работы над определёнными звуками или проблемами в речи
Скороговорки — это фразы с повторяющимися звуками и буквами, которые произносятся в быстром темпе. Их используют для лечения икоты, шепелявости и других дефектов . РБК Life собрали 165 скороговорок для детей и взрослых, которые помогут сделать речь более четкой и внятной.
Скороговорки для детей
- Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Белые бараны били в барабаны.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Осип охрип, Архип осип.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- С одной сорокой одна морока, а сорок сорок — сорок морок.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- Лилии полили ли иль увяли лилии?
- Добры бобры идут в боры.
- Около кола — колокола, около ворот — коловорот.
- Зина в магазине забыла корзину.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- У елки иголки колки.
- Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Купи кипу пуха.
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Перепелка перепелят прятала от ребят.
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: «Цыц!»
- Гонец с галер сгорел.
- У перепелa и перепелки пять перепелят.
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
- Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
- Ты, молодец, скажи молодцу, пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Можно ли использовать скороговорки для тренировки речи на иностранном языке
Когда мы учим английский, бывает непросто выговаривать отдельные звуки. Скажем, межзубной звонкий th иностранцы часто заменяют на s, а долгий гласный звук
У нас есть отличная статья -, загляни!
Это нормально, ведь новые звуки слишком непривычны для мозга и речи носителей другого языка. Одна только теория не очень эффективна, поэтому нужно практиковаться в произношении, чтобы мозг сформировал нужные нейронные связи, а органы речи привыкли совершать правильные движения. Скороговорки помогают ускорить этот процесс.
Скороговорки — это специальные речевые упражнения, чтобы отработать произношение звуков или их сочетаний.
- Don't twist your tongue, twist your brain!
Tongue twisters в переводе с английского значит скороговорки или в буквальном переводе — «заплетатели языка». Скороговорки — это не просто шуточные фразы и стихотворения, но еще и классный инструмент для отработки произношения: в них собраны слова с труднопроизносимыми и сложно сочетаемыми звуками.
При изучении английского языка скороговорки помогают четко выговаривать звуки и слова, избавиться от дефектов речи. При помощи скороговорок можно развить правильную артикуляцию английских звуков, чтобы звучать красиво и естесственно.
Как скороговорки помогают лучше говорить на английском: 4 этапаПрочтение, прослушивание Лучше всего услышать правильное произношение скороговорки, прежде чем озвучивать самостоятельно. В этом поможет преподаватель или видео-ролики. Если такой возможности нет, нужно сначала несколько раз прочитать, а затем медленно повторять. После этого — постепенно увеличивать скорость произношения. Скороговорка будет работать, если вы действительно понимаете, о чем в ней речь. Прежде чем заглядывать в словарь, можно использовать иллюстрации или пофантазировать и сформулировать несколько вариантов перевода скороговорки. Произношение Самый трудоемкий процесс. Сначала нужно отработать по отдельности каждый звук, затем слово, которое его содержит, словосочетание и, наконец, весь текст целиком. Потом следим за ритмом и повторяем много раз. Эмоциональный окрас Чтобы представить скороговорку полноценно, важно задать ей настроение. Поиграйтесь с интонацией: грустно, весело, настороженно, удивленно. А еще можно добавить движения руками и даже пританцовывать. |
Как сделать занятия скороговорками более эффективными и интересными
Наталья Тимакова
Советы родителям по использованию скороговорок для улучшения дикции ребёнка
Как сделать речь красивой?
Каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок говорил красиво , понятно, четко. Как этого можно добиться? Но над этим нужно работать.
Бывает, что ребёнок выговаривает все звуки, но речь вялая, не чёткая. Исправить это можно, используя один из способов - скороговорки !
Это очень интересный и занятный способ. И полезно не только вашему малышу, но и взрослым. Ведь правильно поставленная речь очень важна для каждого человека. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка. Речь становится выразительной, четкой, понятной, а ребенок более уверенным в себе.
Публикация «Советы родителям по использованию скороговорок для улучшения дикции ребёнка» размещена в разделах
- Скороговорки
- Темочки
Разучивая скороговорку , ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, слушать и понимать смысл сказанного.
Это ещё и самое настоящее развлечение. Проговаривать скороговорки можно везде (дома, в транспорте, идя по улице ит. д., и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Скороговорки можно использовать во время детского праздника.
Как правильно разучивать скороговорки ? Скороговорки для детей – это игра, а не обучение.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом дети могут «отхлопывать» , «отстукивать» ритм кулачком, ладошками. Все должно проходить в форме игры. Подбирайте такие скороговорки , в которых ваш ребёнок может произносить все звуки. Для их отработки (на периоде автоматизации) .
Как учить скороговорки с ребенком ? Есть ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции .
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку . При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Так же надо разобрать смысл всех слов и смысл самой пословицы – как понимает её ребёнок .
Когда ребёнок скороговорку выучил и произносит её правильно надо проговаривать её без голоса – работают только губы, язык и зубы.
Далее проговариваем скороговорку шепотом , но четко.
Затем произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, и не торопясь. Можно произнести еёс разной интонацией: вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Только после этого убыстряем темп от быстрого до очень быстрого.
Предлагаю несколько скороговорок из книги Т . В. Крыловой "Жу-жу-жу, ля-ля-ля"
"Около кола колокола".
"Целый вечер для лисы
Старый сыч чинил часы".
"Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки"
"До чего же жук сконфужен!
Опоздал к ужу на ужин".
"Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи".
"Попросил цыплёнок цаплю
Нацедить водицы каплю".
"Луша под душем мыла мылом уши"
"По бревну бобры бредут".
Удачи!