Cветовые схемы для съемки в студии. Как выставить схему света в фотостудии — алгоритм и настройки фотоаппарата
- Cветовые схемы для съемки в студии. Как выставить схему света в фотостудии — алгоритм и настройки фотоаппарата
- Схемы студийного света для белого фона. Схема расстановки света
- Интересные схемы света в студии. Смешанный свет
- Простые схемы света в студии. 10 простых схем установки освещения в студии
- Схемы студийного света с одним источником. как работать со светом / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
- Схемы света в студии с примерами. Виды источников света
- Базовые схемы студийного света. Какие существуют типы источников света
- Интересные световые схемы. Распространённые схемы освещения с одним источником
Cветовые схемы для съемки в студии. Как выставить схему света в фотостудии — алгоритм и настройки фотоаппарата
Любую схему света в фотографии, где больше одного источника, можно назвать сложной. Трудность работы с большим количеством света в том, что источники зависят от мощности друг друга. Один может перекрывать другой и, тем самым, давать некрасивые блики и тени на модели, портить изначальную задумку. Рассказываем, как поэтапно и качественно выставить любую по сложности схему света.
1. Настройки фотоаппарата в студии.
Фотографы делятся на три лагеря: одни ставят настройки на фотоаппарате и меняют только настройки света; вторые выставляют схему света и под неё пытаются подобрать оптимальные настройки камеры; третьи меняют и то, и другое, из-за чего их съёмка превращается в бесконечную и нервную борьбу с цифрами на дисплее камеры и моноблоках.
Чем меньше переменных, тем меньше суеты. Чтобы не хвататься сразу за всё, поставьте одни настройки на фотоаппарате и больше не трогайте их. Пусть меняется лишь мощность и расположение вспышек.
Пример универсальных настроек для студийной съёмки портрета одного человека:
- ISO 100.
- Выдержка 1/125
- Диафрагма f/8.
При таких настройках человек будет полностью в резкости, на фотографии не будут появляться шумы из-за задранного ISO. Если вы снимаете групповой портрет, то диафрагму необходимо подбирать в диапазоне f/11-f/22. Чем больше людей, тем больше число диафрагмы. И тем выше должна быть мощность источников света.
2. Определитесь со схемой света и выделите главный источник. Настраивая его мощность, учтите, что она должна быть выше, чем у второстепенных — от него будут зависимы остальные вспышки, они не должны перебивать его.
Это будет рисующий свет. Именно он формирует светотеневой рисунок на модели, а остальные источники лишь расставляют акценты (контровой, фоновый свет) или делают тени менее глубокими, подсвечивают затенённые части объекта (заполняющий свет).
3. Выставьте нужную схему света, поставьте модель в центр и выключите все источники, кроме основного. Сейчас ваша задача - выставить оптимальную мощность главного источника и определить, какой светотеневой рисунок даёт этот источник на модели.
Любой путь к сложной схеме лежит через базовый источник рисующего света. Выстраивая любую по сложности схему, начните с одного моноблока и постепенно добавляйте к нему остальные / pixabay.com
Лайфхаки:
- Пометьте точку, где должна стоять модель, скотчем. Предупредите, что она не должна сдвигаться с этого места. Со сложными схемами света это крайне важно, потому что передвигать 3-4-5 источников света каждый раз, когда модель сделает шаг в сторону, долго и неудобно.
- Обязательно включите пилотный свет на импульсном источнике! Даже слабый пилотный свет поможет вам понять, куда светит вспышка, какую светотень она формирует на модели. Это поможет исправить возможные ошибки ещё до того, как вы сделаете первый пробный кадр.
4. Когда вам понравится результат, который даёт первый и самый главный источник света, добавляйте к нему второй.
Также включите у него пилотный свет, сделайте пробные кадры и донастройте мощность. Так вы будете отлично понимать, какой результат даёт каждая вспышка. Это поможет вам полностью контролировать ситуацию в студии.
Таким образом последовательно, один за другим, подключите к световой схеме все остальные источники. Последними, как правило, настраивают те моноблоки, которые подсвечивают фон.
Схемы студийного света для белого фона. Схема расстановки света
Схема тут простая:
- Под незначительным углом на фон следует навести пару импульсных осветительных прибора (они имеют рефлекторы);
- Рисующий свет будет создаваться октабоксом;
- Любой другой источник освещения также можно использовать в качестве рисующего источника света. Для этого подойдёт зонт, нередко применяются портативные тарелки, кто-то предпочитает задействовать софтбокс и не только (всё определяется тем, какой световой рисунок надо получить);
- Чтобы тени были заполнены иногда используется дополнительный источник;
- Оргстекло поверх белого фона укладывается прямо на пол. Благодаря такому подходу поверхность становится высокоотражающей – теперь это почти зеркало;
- Отражение от модели появляется на полу, тени пропадают.
Оргстекло использовать не обязательно – можно взять поликарбонат белого цвета или же панели ДВП, которые окрашены белой глянцевой краской. Мезонитовые панели также прекрасно справятся с задачей. Такой вариант вообще удобен по многим показателям – стоимости, размерам.
Несомненный плюс оргстекла в том, что его можно класть не только на белый фон, но и вообще на любой другой – поверхность будет защищена от обуви. На фото выше хорошо видна схема расстановки осветительных приборов. Этот же кадр показывает и основной принцип получения абсолютно белого фона: пересвеченный настенный фон отражается в бликующем полу . Там где фон не отражается, пол остается темным.
Мощность фонового света рекомендуется выставить так, чтобы освещённость фона была больше, чем освещённость модели – минимум на 2 ступени экспозиции. К примеру, для съёмки модели подойдет диафрагма f/5.6 . В этом случае для фона лучше выбрать диафрагму f/11 . В двух словах: если на фотоаппарате выставляется диафрагма f/11 , фон при неизменной мощности источников будет экспонироваться правильно, но не будет нужного пересвета.
Источник: https://nov-vremya.ru/stati/rabota-so-studiynym-impulsnym-svetom-istochniki-impulsnogo-sveta
Интересные схемы света в студии. Смешанный свет
Смешанный свет — это не столько про световые схемы, сколько про настройки камеры и общую идею. Подразумевается, что мы используем и постоянный свет, и импульсный, настраиваем фотоаппарат, а в результате получаем кадр с необычными цветовыми и световыми разводами и модель в фокусе (или почти в фокусе).
Что нужно для съёмки со смешанным светом
- Источник постоянного света. Отвечает за размытие. Он должен быть мощным, чтобы импульсный свет не перебивал его, и они работали в паре.
- Источник импульсного света. Он будет «замораживать» модель.
- Светоформирующие насадки для импульсного света. Нужно, чтобы он направленно светил на модель, но максимально не касался окружения. Для этого нужен жёсткий направленный свет. Подойдут тубус или рефлектор. Можно снимать и с портретной тарелкой, но обязательно с сотами.
- Фактурный фон. Если фон будет не гладким, эффект размытия будет читаться сильнее. Подойдут мятые тканевые фоны, цветные, с различными узорами.
- Настройки фотоаппарата. Чтобы в кадре появилось размытие, нужно сделать выдержку более длинной. Подойдет ¼ и длиннее. Чем дольше фотоаппарат собирает свет, тем сильнее эффект размытия. С пересветом проще всего справляться закрытием диафрагмы в диапазоне от f/8 до f/16, либо наденьте на объектив нейтральный серый фильтр, который поглощает свет. Точные значения зависят от мощности света и расстояния его от модели.
- Движение. Чтобы проявить эффект размытия, попросите модель сделать шаг в сторону, подвигать руками, повернуть голову, либо подвигайте камерой после нажатия на кнопку спуска затвора.
Простые схемы света в студии. 10 простых схем установки освещения в студии
Фотограф, прежде всего, должен уметь правильно устанавливать и размещать осветительные приборы и пользоваться дополнительными приспособлениями. Работа с освещением в студии подразумевает применение различных схем. Если на открытом воздухе ситуация постоянно меняется и мастеру фотосъёмки приходится «ловить» свет, то в студии можно не спеша выставить освещение, сделать пробные снимки, затем перейти на другую схему, затем на третью.
Схема 1
При таком размещении используется три источника освещения. Прибор рисующего света располагается спереди и слева от модели под углом в 45°. Световой поток направлен не на объект фотосъёмки, а на зонт с серебристым покрытием, поэтому объект съёмки освещён отражённым светом. Два стрипбокса располагаются позади модели, так же под углом 45°. Между задником и стрипбоксами размещаются две панели белого цвета. Отражённый контровый свет делает объект фотосъёмки более объёмным, при этом фон освещается только рисующим светильником. Освещение задника можно регулировать, изменяя вертикальное положение основного софита с зонтом.
Схема 2
Когда необходимо подчеркнуть изысканную и яркую одежду модели в фотостудии используется другая схема. Здесь нужно максимально высветить фон. Для этого на задник под углом направляется свет от двух рефлекторов. Чтобы избежать засветки модели, между ней и светильниками устанавливаются белые панели. Дополнительно осветить предмет съёмки можно с помощью зонта, который располагается спереди и немного левее модели. Такое расположение обеспечивает высокий контраст с хорошей проработкой мелких деталей.
Схема 3
Для съёмки в фотостудии модели в полный рост используется простая схема из одного светильника. Это ростовой октобокс формата 30 Х 180 см. Его можно разместить с любой стороны от модели. Сам фон при этом подсвечивается слабо и на снимке выглядит тёмно-серым.
Схема 4
Здесь также используется только один световой прибор. Это октобокс или софит восьмиугольной формы. Он даёт мягкое и равномерное освещение, поэтому часто используется в фотостудии при съёмке портретов . Осветительный прибор располагается перед фотомоделью, справа от фотографа. По бокам установлены две большие белые панели, которые заполняют светом всё поле кадра.
Схема 5
Схема с выделением фона состоит из двух моноблоков. Слева и сзади модели размещается стрипбокс, направленный на объект съёмки под углом приблизительно 45°. Между ним и задником ставится белая панель отсекающая свет от фона. Задник подсвечивается рефлектором с панелью в виде сот. Это позволяет создать на заднике градиент из светлого пятна. При создании оригинальных композиций в рефлектор можно устанавливать цветные фильтры.
Схема 6
Простая схема из одного рефлектора позволяет в студии создать световой акцент на модели за счёт отражения. Софтбокс размещается сзади и справа от модели. Свет направлен на задник. По бокам модели ставятся две большие белые пластины. Они обеспечивают мягкую проработку деталей.
Схема 7
При съёмке в фотостудии часто возникает ситуация, когда нужно сфотографировать модель в полный рост. Эта задача требует равномерного освещения всей фотомодели в вертикальной плоскости. Для правильного направления светового потока применяются два ростовых стрипбокса. Рисующий источник расположен спереди и слева от модели под углом в 45°, стрипбокс установлен сзади и справа. Чтобы избежать излишнего переотражения, по бокам модели ставятся две светопоглощающие панели чёрного цвета.
Схема 8
Если акцент на фотографии должен создавать контровой свет, то в фотостудии для освещения используется следующее размещение. Рисующий софтбокс располагается слева и спереди от модели. Главную роль здесь играет источник встречного света. Он размещается сзади модели на такой высоте, чтобы высветить красивую причёску. Чтобы немного приглушить фон справа и сзади модели ставится белый экран.
Схема 9
Здесь используется один источник, а объект съёмки освещается отражённым светом. Рисующий софтбокс располагается спереди и справа от модели рядом с фотографом. Поток ориентирован на зонт с серебристым покрытием. Параболический зонт установлен на треноге, на высоте человеческого роста и световой поток направлен вниз.
Схема 10
При таком размещении роль источника рисующего света играет портретная тарелка. Чтобы световой поток получился более узким, на неё установлена решётка. По бокам модели установлены поглощающие панели чёрного цвета. Фон подсвечивается не очень мощным рефлектором, который располагается сзади модели и под углом к заднику. Такое расположение создаёт резкие и чёткие тени. Уровень освещения задника можно менять, получая все оттенки серого цвета.
Схемы студийного света с одним источником. как работать со светом / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это — два самых распространённых заблуждения.
Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.
NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5, 1/200 с, 62.0 мм экв.Техника и настройки
Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.
Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом — наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.
Схемы света в студии с примерами. Виды источников света
Фоновый
Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. Главная задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.
Если у вас цветной фон и перед вами стоит задача подчеркнуть снимаемый объект, то на фон направляется менее мощный свет, чем на модель. В зависимости от поставленной творческой задачи выставляется фоновый свет.
Контровый (контровой)
От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.
Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?
Заполняющий
Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, - убрались. При настройке можно опираться на уровни.
Заполнение светом добавляется при достижении двадцати-тридцати уровней по теням. Выделяют также выравнивающий свет. Он отвечает за освещение теневых участков модели, выставляется в противоположной стороне от рисующего.
Рисующий (key light)
Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.
Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.
Источник: https://nov-vremya.ru/novosti/stavim-svet-v-studii-9-shem-sveta-dlya-studiynoy-semki
Базовые схемы студийного света. Какие существуют типы источников света
Перед началом обсуждения схем освещения в фотостудии, потратьте время, чтобы узнать, как ISO, выдержка и диафрагма взаимодействуют друг с другом для получения правильно экспонированных фотографий. Как только вы освоите настройки экспозиции, изучите, как доступный свет взаимодействует с объектами.
Чтобы эффективно работать со схемами расстановки света в фотостудии, надо знать типы осветительного оборудования и для чего оно используется:
- Основную роль в любой классической схеме расстановки освещения в студии играет рисующий свет. Он выявляет скульптурно-объёмную пластику объекта фотографии. Понадобится мощный прибор освещения, который создаст жёсткие тени (подойдёт рефлектор со створками) или мягкий объём ( софтбоксы , зонты, рассеиватели и т. д.).
- Заполняющий свет в студии применяется в схемах, как дополнение к рисующему. Его задача — смягчить жёсткие тени, определяя уровень контрастности изображения. Для его создания нужны источники рассеянного света, дополненные, например, рассеивателями .
- Моделирующий свет создаст на объекте игру светотени, подчеркнув пластику объёмов.
- Контурный свет, как часть схемы освещения в студии, отлично подходит для портретов, создавая мягкое контурное свечение вокруг предмета съёмки.
- Фоновый тип освещения относится к любому свету, который уже был в студии до установки искусственного освещения. Это может быть естественный солнечный свет, проникающий через окно, искусственный источник света или внутреннее свечение объекта. Создаётся приборами рассеянного света.
Интересные световые схемы. Распространённые схемы освещения с одним источником
Butterfly lighting или световая схема «бабочка»
Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт
В этой схеме модель, камера и источник света расположены на одной линии. Источник света устанавливают выше головы модели и наклоняют к её лицу под углом в 45 градусов.
Такой свет смягчает лицо модели, рисует небольшие тени под подбородком и носом. Последняя по форме напоминает бабочку. Она и дала название схеме.
В этой схеме глаза и обе стороны лица модели равномерно освещены. С помощью butterfly lighting в портретах подчеркивают линию подбородка и скулы.
Она популярна в бьюти-фотографии, а ещё позволяет сымитировать модные снимки в стиле 50-х. Butterfly lighting использовалось для фотографирования некоторых из самых известных звёзд классического Голливуда. Собственно, его второе имя — Paramount lighting, по названию кинокомпании, в лентах которой эта схема была распространена.
С помощью этой схемы можно выделить скулы и создать тени под ними, а также под шеей — что делает модель стройнее. Butterfly lighting также хорошо подойдёт для портретов пожилых людей, поскольку не заостряет внимания на морщинах.
Loop lighting или петлевое освещение
Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт
Как и большинство схем, loop lighting получил название от создаваемой им характерной тени, которая на этот раз идёт от носа до уголка рта.
Схема представляет собой butterfly lighting, в котором источник света не находится с моделью и камерой на одной линии. В loop lighting источник света немного отстоит от камеры вбок и повёрнут к модели на всё те же 45 градусов. Как и в BL, свет устанавливается так, чтобы быть выше головы модели, он наклонён к её лицу.
В loop lighting большая часть лица хорошо освещена. Но поскольку источник света стоит чуть сбоку от камеры, к одной из сторон лица добавляются тени (если они покажутся слишком глубокими, к схеме можно добавить отражатель, повёрнутый на 45 градусов к затенённой стороне). Свет должен стоять достаточно далеко от камеры, чтобы создавать эти тени, но при этом достаточно близко, чтобы обе стороны лица были хорошо освещены.
Loop lighting не такой драматичный, как split lighting или rembrandt lighting, но более интересный, чем плоское освещение. Loop lighting придаст портрету глубину, сохранив при этом хорошую освещённость.
Loop lighting также хорошо подходит для людей с овальными лицами. Он помогает выделить и немного приподнять скулы, тем самым сузить и удлинить овал лица.
Split lighting или боковое освещение
Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт
В этой схеме свет словно делит лицо модели напополам. Одна половина хорошо освещена, другая находится в тени.
Добиться такого эффекта можно, поместив источник света сбоку от модели примерно на высоте лица. За счёт этого свет должен достигать только одной стороны лица, оставляя другую сторону тёмной.
Эта схема создаёт драматичное и мрачное настроение. Распространена в fashion- и коммерческой фотографии, а также добавит разнообразия в набор тематических портретных фотографий.
Rembrandt lighting или рембрандтовский свет
Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт
Этот паттерн назван в честь знаменитого голландского художника, так как часто встречался в его картинах. Суть схемы — добиться того, чтобы одна сторона лица модели была освещена, другая — затенена. Но на затенённой стороне, на щеке и под глазом должен оставаться световой узор в форме треугольника.
Чтобы добиться такого узора, источник света нужно сдвинуть свет правее или левее относительно loop-схемы и направить его вниз под более крутым углом. А модель должна стоять перпендикулярно камере.