Как научиться выставлять свет в студии. Типы освещения в студии
Как научиться выставлять свет в студии. Типы освещения в студии
Чтобы любая фотография человека, животного или предметов получилась красивой, для съемки потребуется несколько источников света, что позволит сделать картинку объемной, подчеркнуть нужные места и создать нужные переходы теней. Используя лишь один источник, даже рассеянного света картинка будет получаться достаточного жесткой из-за резкого перехода от света к тени, что применимо только в определенных стилях фотографии.
Разница между мягким и жестким светом
В подтверждения своих слов приводим вот эту фотографию с девушкой. Посмотрите, справа она выглядит намного привлекательнее просто за счет того, что фотограф смягчил особенно темные участки на лице: тень под губами, носом и глазами, от подбородка.
Переход от света к тени стал более мягким, при этом сохранился объем. В данном случае достаточно одного источника света и рассеивателя или фотозонта, но фотография можно быть еще красивее. Как это сделать мы расскажем далее.
Схемы освещения в фотостудии могут отличаться, в зависимости от тех задач, которые поставил перед собой фотограф, но существует основа, так сказать, классика, которая неизменна, и применяется в фотографии с зари этого искусства. Давайте перечислим основные источники света, которые используются в построениях схем.
Один и два источника света
- Главный свет на площадке называется рисующим. Его задача дать основное освещение объекта съемки и создать на нем основные тени. Располагают его обычно под некоторым углом, немного выше головы модели так, чтобы тень от носа была направлена к уголку рта.
Совет! В качестве бюджетного источника рисующего света можно использовать солнечный свет из окна, если таковое имеет в вашей студии.
Схема освещения в фотостудии: пример студийной портретной съемки с одним источником света
- Рисующий свет обычно должен обладать большой интенсивностью, чтобы в достаточной степени осветить модель, однако высокая яркость – основная причина жестких теней на лице, что мы уже демонстрировали на одном из фото. Чтобы избежать подобного эффекта его нужно рассеять до нужной степени.
- Сделать это можно при помощи различных рассеивателей (фотозонт на просвет) и софтбоксов, а если речь идет о съемке при естественном освещении, то их роль могут выполнять тучи в пасмурную погоду.
Софтбокс – устройство, в которое помещается источник света: при прохождении через ткань на лицевой стороне, он становится мягким
- Также смягчить свет и направить его на объект съемки под определенным углом можно при помощи отражателей, как это показано на схеме с девушкой выше. Вообще отражатели – очень эффективные и недорогие приспособления, с помощью которых можно реализовать подсветку модели с разных сторон, имея по факту лишь один источник света.
Классическая схема с тремя источниками света (рисующий, заполняющий, контровой)
- Следующий источник света называется заполняющим (Fill light). Его располагают обычно с другой стороны от рисующего, как это показано на схеме выше. Его назначение – смягчить тени. Яркость этого источника не должна быть большой иначе картинка потеряет в объеме. Также свет должен быть мягким, поэтому применяются отражатели или софтбокс.
- Контровой свет или как еще говорят, акцентирующий – последний из основных. Располагают его позади объекта съемки, чтобы создать вокруг него легкий световой ареал, с целью отделить визуально модель от заднего фона.
Рисующий свет в комбинации с дополнительными подсветками разных типов
Помимо основы применяются еще два источника света:
Пример фотопортрета с фоновым освещением
- Фоновый – не сложно догадаться из названия, что направляют его на задний фон, чтобы его подсветить, сделать красочнее и ярче и еще сильнее отделить объект съемки от него.
- Моделирующий – его задача создать в композиции определенные акценты, подчеркнуть эффектные блики или смягчить точечно тени. Сам свет является узконаправленным и не очень большой мощности.
Свет в студии название. Виды подсветок
В съемке есть объект, а есть его окружение. Это оттого, что фотография – это как бы наш взгляд, только зафиксированный. А мы, когда рассматриваем некий конкретный предмет, видим и его, и окружающую обстановку: у нас два вида зрения – прямое, которым мы рассматриваем что-то конкретное, и периферийное, видящее обстановку вокруг.
Поэтому первое разделение освещений: освещение переднего плана и освещение фоновое.
Как правило, соотношение этих двух освещений должно быть смещено в «зону внимания». То есть передний план должен «перевешивать» все остальное, но не сильно, чтобы общая картина виделась сбалансированной. Поэтому фоновое освещение обычно более рассеянное, чем освещение переднего плана.
Когда мы рассматриваем предметы, наши глаза бегают по деталям и оценивают объект или группу целиком. А различимость деталей зависит от их контрастности, а также проработки мелких структур и на светлых участках, и на теневых.
Поэтому свет переднего плана тоже разделяется на яркий направленный и мягкий рассеянный (но направленный все-таки на объект, а не на фон). Первый называется рисующим, второй – заполняющим.
Виды подсветок
Объекты, на которые мы смотрим, имеют свой объем. Также объемны и их детали. От направления освещения зависит направление теней, отбрасываемых объектами и их деталями. Кроме того, различные поверхности, из которых состоят объекты и их детали, по-разному ориентированы в пространстве относительно света и относительно «рассматривающего их» объектива. Это тоже добавляет информации об объеме и облегчает мозгу задачу различать и узнавать знакомые вещи, а также оценивать их протяженность и взаимное соотношение размеров. Созданию наиболее благоприятной объемной детализированной картины способствует моделирующее освещение. Для него лампы можно ставить на разном расстоянии от объекта съемки, под разными углами и с разной степенью рассеянности или направленности, что, в общем-то, контролируется «интуитивно-эстетически». Например, не всем женщинам может понравиться излишнее обилие деталей на их портрете, поэтому обычно женское лицо «сглаживают» мягкой матовой моделирующей подсветкой. Хотя, направленная сбоку, она обрисовывает объем и плавные контуры лица.
Схемы студийного света с двумя источниками. 9 схем света для студийной съемки
9 схем света для студийной съемки
Как поставить свет в студии при съемке портрета?
Фотографам нужно знать, как установить источники света, чтобы добиться желаемого эффекта в кадре. Конечно, в студии можно работать интуитивно, экспериментируя и изучая направление светового потока. Но намного проще получить хороший результат, когда у тебя в голове есть готовые решения .
Специально для тебя мы повторили 9 световых схем с 1-3 источниками. Для этого мы использовали приборы и насадки, которые есть в нашей фотостудии .
Смотри световые схемы и вдохновляйся на съемки!
Схема 1
Установите рисующий свет немного левее камеры. Поставьте 2 осветителя по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, установите между фоном и светильниками белые панели.
Интенсивность освещения фона в этой схеме регулируется с помощью поднятия или опускания рисующего света.
Схема 2
Чтобы добиться белоснежного фона.
Установите рисующий свет рядом с камерой. Направьте контровые источники на фотофон.
Между моноблоками и моделью установите белые панели - это позволит избежать паразитных засветок от фона.
Схема 3
Чтобы получить ярко освещённую модель на тёмном фоне.
Установите источник света справа от модели, а рисующий октобокс - немного левее камеры.
Схема 4
Чтобы фон освещался равномерно.
Схема с одним источником света. Установите рисующий октобокс слева от камеры. По бокам модели поставьте две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Схемы света для портрета. Инструкция по освещению для портретной съемки
Свет – это основа фотографии, поэтому при съемке портретов, важно не только понимать, как он работает, но и уметь манипулировать им для создания нужного настроения и атмосферы на снимке. У нас нет времени на уроки физики, но мы постараемся дать вам некоторые подсказки и советы по поводу того, как подходить к освещению объекта съемки, когда вы фотографируете портрет. Вы сможете более эффективно его использовать.
Чего вы хотите добиться?
Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.
Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.
Фото: rennes.i
Естественный свет
Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.
При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.
В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.
Фото: Simon Bray
Студийный свет
Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.
Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.
Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.
Фото: Yarden Sachs
Углы света
Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.
Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.
Фото: Лиза Харпер
Несколько источников искусственного света
Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.
Фото: Alex Campos
Тона
При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.
Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.
Схемы света в студии. Смешанный свет
Смешанный свет — это не столько про световые схемы, сколько про настройки камеры и общую идею. Подразумевается, что мы используем и постоянный свет, и импульсный, настраиваем фотоаппарат, а в результате получаем кадр с необычными цветовыми и световыми разводами и модель в фокусе (или почти в фокусе).
Что нужно для съёмки со смешанным светом
- Источник постоянного света. Отвечает за размытие. Он должен быть мощным, чтобы импульсный свет не перебивал его, и они работали в паре.
- Источник импульсного света. Он будет «замораживать» модель.
- Светоформирующие насадки для импульсного света. Нужно, чтобы он направленно светил на модель, но максимально не касался окружения. Для этого нужен жёсткий направленный свет. Подойдут тубус или рефлектор. Можно снимать и с портретной тарелкой, но обязательно с сотами.
- Фактурный фон. Если фон будет не гладким, эффект размытия будет читаться сильнее. Подойдут мятые тканевые фоны, цветные, с различными узорами.
- Настройки фотоаппарата. Чтобы в кадре появилось размытие, нужно сделать выдержку более длинной. Подойдет ¼ и длиннее. Чем дольше фотоаппарат собирает свет, тем сильнее эффект размытия. С пересветом проще всего справляться закрытием диафрагмы в диапазоне от f/8 до f/16, либо наденьте на объектив нейтральный серый фильтр, который поглощает свет. Точные значения зависят от мощности света и расстояния его от модели.
- Движение. Чтобы проявить эффект размытия, попросите модель сделать шаг в сторону, подвигать руками, повернуть голову, либо подвигайте камерой после нажатия на кнопку спуска затвора.