Российские школы: 10 интересных фактов, которые стоит знать
- Российские школы: 10 интересных фактов, которые стоит знать
- Связанные вопросы и ответы
- Каковы основные отличия между российскими школами и школами других стран
- Какие предметы изучаются в российских школах
- Как распределяются уроки в российских школах
- Как выглядит система оценок в российских школах
- Какие спортивные мероприятия проводятся в российских школах
- Какие традиции и обычаи существуют в российских школах
- Как развивается инновационная деятельность в российских школах
Российские школы: 10 интересных фактов, которые стоит знать
Чтобы быть зачисленным в слявяно-греко-латинскую академию, сыну поморских рыбаков Михаилу Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.
Сегодня в России насчитывается порядка 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределились по 53 тысячам школ (19 тысяч из них – городские). Это огромная армия участников современного образовательного процесса, оснащённая бесплатными учебниками, автоматическими ручками, компьютерами и другими девайсами.
А как же всё начиналось, откуда пошла на Руси система образования и кто был первыми учениками?
Первые школы
Отправной точкой российской системы образования принято считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославовича в Киеве. После принятия христианства на Руси школы открывались в столицах других княжеств и при монастырях. В них обучали не только грамоте, но и иностранным языкам.
Созданная в 1030 году Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым на Руси учебным заведением, и тоже, как бы сейчас сказали – повышенного типа.
Первые ученики
О первых древнерусских школярах можно прочитать в Повести временных лет, рассказывающей о событиях 988 года: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских нововведений).
Софийская первая летопись о школе в Новгороде сообщает: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Как видим, первыми школьниками были дети лучших людей, а образование той поры носило сильно выраженный классовый характер: обучались лишь чада представителей духовенства и городской администрации. Люди с новыми знаниями нужны были для борьбы с сильными традициями язычества.
Поначалу в образовательном процессе наблюдалась дискриминация женского пола: школы открывались при монастырях, а принимали в них исключительно мальчиков.
Но вскоре возможность учиться появилась и у девушек. Они также получали образование в женских монастырях.
Педагоги-книжники
Первые русские педагоги, которых звали книжниками, учили детей по своему разумению, но также пользовались и «методическими пособиями» – перенимали опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.
Судя по всему, первыми педагогами на Руси были грамотные монахи, обучавшие небольшое количество детей письму и счёту. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали для обучения детей в богатые частные дома.
Первые тетрадки
Первые школы Руси широко распространяли среди населения элементарную грамотность, а первыми тетрадками били куски бересты. Об этом свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал и вощёных дощечек. Так что задания ученики выполняли, просто процарапывая буквы на коре писалом. Такой текст читался без труда.
Бумага на Руси подешевела и стала доступной, в том числе и для школяров, только в середине XV века. Хрупкие чернила для письма на бересте почти никогда не использовались (при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним).
Чтобы быть зачисленным в славяно-греко-латинскую академию, сыну поморских рыбаков Михаилу Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.
Сегодня в России насчитывается порядка 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределились по 53 тысячам школ (19 тысяч из них – городских). Это огромная армия участников современного образовательного процесса, оснащенная бесплатными учебниками, автоматическими ручками, компьютерами и другими девайсами.
Откуда пошла на Руси система образования?
Отправной точкой российской системы образования принято считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославовича в Киеве. После принятия христианства на Руси школы открывались в столицах других княжеств и при монастырях. В них обучали не только грамоте, но и иностранным языкам.
Созданная в 1030 году Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым на Руси учебным заведением, и тоже, как бы сейчас сказали – повышенного типа.
О первых древнерусских школярах
О первых древнерусских школярах можно прочитать в Повести временных лет, рассказывающей о событиях 988 года: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских нововведений).
Софийская первая летопись о школе в Новгороде сообщает: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие 10 интересных фактов о российских школах можно рассказать
Ответ:
* Российские школы имеют длительную историю, первая школа была основана в 1714 году.
* В России существует система образования, состоящая из начальной, основной и средней школы.
* В российских школах преподаются как обязательные предметы, такие как русский язык, математика, история, так и факультативные, такие как иностранные языки, музыка, изобразительное искусство.
* Российские школы отличаются строгим режимом, ученики должны быть аккуратны в одежде и придерживаться правил поведения.
* В российских школах существует система оценок, где 5 - это лучшая оценка, а 2 - худшая.
* Российские школы предоставляют бесплатное образование для всех детей, независимо от их социального статуса.
2. Какая система образования существует в российских школах?
Ответ:
Система образования в российских школах состоит из начальной, основной и средней школы. Начальная школа длится четыре года, основная - пять, а средняя - три года. В начальной школе ученики изучают основные предметы, такие как русский язык, математика, литература, изобразительное искусство и музыка. В основной школе ученики изучают более сложные предметы, такие как история, география, физика, химия и биология. В средней школе ученики выбирают факультативные предметы, такие как иностранные языки, информатика и спортивные дисциплины.
3. Какие предметы преподаются в российских школах
Ответ:
В российских школах преподаются как обязательные предметы, такие как русский язык, математика, история, так и факультативные, такие как иностранные языки, музыка, изобразительное искусство. В начальной школе ученики изучают основные предметы, такие как русский язык, математика, литература, изобразительное искусство и музыка. В основной школе ученики изучают более сложные предметы, такие как история, география, физика, химия и биология. В средней школе ученики выбирают факультативные предметы, такие как иностранные языки, информатика и спортивные дисциплины.
4. Какая система оценок существует в российских школах?
Ответ:
В российских школах существует система оценок, где 5 - это лучшая оценка, а 2 - худшая. Оценки выставляются на основе успеваемости ученика, его участия в классе и успехов в различных конкурсах и олимпиадах. В средней школе оценка 5 дает право на получение красной дипломы, которая является отличием и помогает в поступлении в вуз.
5. Какие правила поведения существуют в российских школах
Ответ:
В российских школах существует строгий режим, ученики должны быть аккуратны в одежде и придерживаться правил поведения. Ученики должны приходить вовремя, быть дисциплинированными и внимательными в классе. Они должны соблюдать чистоту и порядок в школе, не бросать мусор и не причинять вред имуществу школы. Ученики должны уважать учителей и других членов школьного сообщества.
6. Как российские школы обеспечивают бесплатное образование для всех детей?
Ответ:
Российские школы предоставляют бесплатное образование для всех детей, независимо от их социального статуса. Ученики могут получить бесплатное образование в государственных школах, которые финансируются из государственного бюджета. Кроме того, в России существует система социальной поддержки, которая помогает семьям с низким доходом обеспечить своим детям образование. Эта поддержка может включать в себя бесплатные обеды, транспортные услуги и учебные материалы.
Каковы основные отличия между российскими школами и школами других стран
Многие родители, рассматривающие возможность обучения своих детей за рубежом, задаются вопросом: какой смысл отправлять ребенка на учебу за границу, если можно получить хорошее образование в России? Стоит ли зарубежное образование затраченных усилий, как финансовых, так и моральных? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от целей родителей и планов на будущее. В нашей статье мы перечислим основные отличия русских школ от английских, а также главные принципы системы британского образования. Возможно, это поможет родителям сделать правильный выбор.
В Англии обязательное обучение начинается с 5 лет, в этой стране 13-летняя система образования. До 5 лет дети могут посещать детские сады и подготовительные группы. С 5 до 11 лет (во многих частных школах до 13 лет) дети учатся в начальной школе. В конце начальной школы ученики сдают экзамены и переходят в среднюю школу. С 14 лет начинается подготовка к экзаменам GCSE, часть изучаемых предметов является обязательными, остальные можно выбирать. По окончании средней школы, английские школьники сдают государственные экзамены GCSE (аналог аттестата о среднем образовании). Далее в зависимости от результатов экзаменов и дальнейших планов британские подростки могут продолжить обучение в школе или колледже по программам A-level или International Baccalaureate (12-13 классы). В старшей школе нет обязательных предметов, старшеклассникам предлагается выбрать 3 – 4 предмета, которые они планируют изучать в дальнейшем. Таким образом, в двух последних классах английские школьники изучают только те дисциплины, которые будут им нужны для поступления в выбранные университеты. Чтобы поступить в лучшие университеты требуются отличные результаты по программе А-level или высокий балл по IB (международный бакалавриат). Процедура сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы в Великобритании аналогична единому государственному экзамену ЕГЭ в России.
В чем же заключаются главные отличия русских школ от английских?
1) В России обучение в школе начинается с 6 -7 лет, а заканчивается в 16-17 лет. В Англии учатся с 5 до 18 лет, 2 последних года обучения в школе эквивалентны первым курсам российских университетов.
2) Обучение в России осуществляется в больших классах (25-30 человек), в результате не все школьники получают достаточно внимания со стороны учителей. В английских частных школах, как правило, маленькие классы (15 - 20 человек), что обеспечивает более индивидуальный подход.
3) В Великобритании большой выбор школ, принимающих на обучение только мальчиков или только девочек. Если родители ищут для своего ребенка школу с раздельным обучением, имеет смысл обратить внимание на английские пансионы.
4) В Англии в старшей школе (A-levels, IB) учащиеся изучают только те предметы, которые они сами выбрали. В России некоторые предметы, преподаваемые в выпускных классах, являются обязательными.
5) В английской системе образования в старших классах (A-levels, IB) школьные предметы изучаются более углубленно. Английские школьники имеют возможность выбрать интересующие их предметы уже в 14 лет, что является предпосылкой для раннего определения целей и планов на будущее. Обучение в старших классах предполагает много самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ, собственные идеи и выводы).
6) В Великобритании взаимодействие между учителями и учениками сильно отличается от российской модели. Британские преподаватели относятся к школьникам с уважением и тактом. Процесс обучения представляет собой скорее диалог, чем просто передачу знаний и материалов.
Какие предметы изучаются в российских школах
Школьники, решившие получить полное среднее образование, в большинстве случаев уже определились с будущей специальностью и знают, на изучении каких предметов им следует сосредоточиться к 10-му классу. В российских школах на данном этапе обучения применяется деление на профильные направления.
Учащиеся профильных классов имеют общий набор предметов. Отличие заключается в том, что количество профильных дисциплин значительно превосходит остальные. Обычно выпускники выбирают эти предметы для сдачи ЕГЭ.
Максимальная учебная нагрузка уменьшена с 2590 часов до 2516. Дополнительные дисциплины могут быть включены в учебный план школы вдобавок к обязательным предметам:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- биология;
- география;
- информатика (ИКТ);
- краеведение;
- мировая художественная культура (МХК);
Конечно, некоторые школы в связи с техническими или кадровыми трудностями в текущем году не смогли перейти на новые стандарты. В соответствующем документе, утверждающем новые правила, отмечается, что полный переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт в России запланирован лишь к 2024 году. Это означает, что утвержденный перечень школьных предметов в ближайшие 2-3 учебных периода останется неизменным.
Информацию об изменениях и новых предметах в школе в 2023-2024 годах можно отслеживать на официальных сайтах Министерства просвещения Российской Федерации и федерального портала «Российское образование».
Как распределяются уроки в российских школах
Пятибалльная система оценок была введена в российских школах в 1835 г.1С тех пор некоторые отметки "обросли" устойчивыми словесными синонимами: "единицу" называли "колом", а "двойку" - "парой". Такие наименования возникли еще до революции. Вот, например, отрывок из повести о женской гимназии 1914-1915 гг.:
"Математик сел, потер ладони и улыбнулся.
- Ну, значит, колов да пар наставил!.. - шепотом сказала Зойка…"2
Эта же пятибалльная система оценок действует в российских школах и сейчас. Но так было не всегда.
Табель успеваемости ученика 3-го класса В.А. Гиляровского. 1868 г.
В постановлении, подписанном народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским в мае 1918 г., говорилось:
"1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета…"3
Вместо пяти цифровых оценок успеваемости осталось лишь две словесных: "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Читаем о жизни в Серпухове в 1918-1920 гг.: "Учиться было легко. Оценок было всего две: удовлетворительно (уд.) и неудовлетворительно (неуд.)"4.
Из журнала "Пионер" за 1930 г.: "Вот выдержка из письма из города Минусинска: "Пионер нашей группы, получив отметку "неуд", сговаривается с другими хулиганами, и они избивают получивших "уд"5.
Известный историк-востоковед Игорь Дьяконов вспоминал о 1930-1931 гг.: "Баллы в школе были отменены. Школу кончали с "удовлетворительными", а по существу - часто с никакими знаниями… …Учителя поставили нам всем… наше "удовлетворительно"6.
Поскольку система оценок "удовлетворительно" - "неудовлетворительно" была слишком грубой, приблизительной, в повседневную практику некоторых школ стали исподволь вводить дополнения к абстрактному "удовлетворительно". В некоторых школах появилась "трехвидовая" система оценок. Читаем в журнале "Советская педагогика" о конце 1920-х гг. "Оценки знаний не были достаточно дифференцированы. Применялись, как правило, двухбалльная система (неудовлетворительно, удовлетворительно) и в ряде школ трехбалльная система (неудовлетворительно, удовлетворительно, вполне удовлетворительно)"7.
Кое-где учителя, опираясь на богатство русского языка, воссоздавали практически четырехбалльную систему оценок. Так, писатель Николай Любимов вспоминал о начале 1920-х гг.: "Учителя не цеплялись за старину-матушку… Вводится новая система оценок? Ну что ж. В конце концов, не все ли равно: "5" или "в. у." (весьма удовлетворительно), "4" или "уд." (удовлетворительно; на тогдашнем школярском жаргоне - "удочка"), "3" или "е. у." (едва удовлетворительно), "двойка" или "неуд"?.. Совещания, на которых учителя проставляли четвертные или годовые отметки, со стороны можно было принять за хоровую декламацию…: "Еу, вэу", - выпевали учителя"8.
Оценка "весьма удовлетворительно" могла в сокращенном виде называться не только "вэу", но и "вуд": "То и дело кто-нибудь… хватает "неуд". У нас даже присказка есть: "Кинул невод - вынул "неуд". А еще ставят оценки "уд" - "удовлетворительно" и "вуд" - "весьма удовлетворительно"9.
Е. Гундобин. Еще пятерка. 1954 г.
Как выглядит система оценок в российских школах
Современное школьное обучение требует обновления содержания и внедрения новых методов обучения и воспитания. Без инновационной деятельности в образовании невозможна комплексная модернизация образовательных программ и стандартов в соответствии с требованиями жизни.
Инновация – это нововведение, внедряемое новшество с целью повышения эффективности процессов и усовершенствования продукта.
Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности учителя и ученика.
Инноватика – наука о нововведениях, сформировавшаяся в качестве определенной научной области в начале XX в. Активное развитие российской педагогической инноватики связано с массовым общественно-педагогическим движением и возникновением противоречия между проявившейся потребностью в ускоренном развитии школьного образования и неумением педагогов эффективно реализовать поставленную задачу.
Инновационный процесс – целенаправленные изменения, которые связаны с внедрением в среду новшеств (новых стабильных элементов), вызывающих переход школьной образовательной системы школы в новое качественное состояние. Педагогическая инноватика (как область знания) раскрывает общие теоретические основы инновационных процессов в образовании.
Устаревшее и перегруженное содержание школьной программы не обеспечивает должной подготовки выпускников школы. Педагогические инновации предполагают создание в образовательном учреждении определенной среды и включение учителей в процесс создания новых концепций, методов, способов, средств обучения и воспитания. Необходимость инновационной деятельности в системе образования обусловлена современными условиями развития общества.
Причина для введения инновационной деятельности
Во-первых, происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют фундаментального обновления всей системы, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях. Педагоги всех ступеней образования включены в создание, освоение и использование новаторских идей, ищут новые пути решения учебно-воспитательных задач.
Во-вторых, изменилось содержание образования, возрастает роль и авторитет педагогического знания. Гуманизация образовательного процесса привела к повышению роли общественных учебных дисциплин, введению новых учебных предметов, реализации личностно-ориентированного подхода. Все это требует разработки и внедрения новых технологий, соответствующих интересам, запросам и индивидуальным особенностям обучающихся.
В-третьих, отмечается рост творческого потенциала педагогов, меняется их отношение к организации и развитию инновационной деятельности в организациях образования.
Инновационная деятельность больше не ограничивается использованием рекомендованных министерством и управлением образования новшеств. Важным направлением в работе современной школы является создание условий для развития инновационной деятельности в образовании, которая теперь носит избирательный исследовательский характер.
В-четвертых, рыночные отношения способствовали появлению новых типов образовательных учреждений. Чтобы сохранить конкурентоспособность, негосударственные учебные заведения активно применяют систему практических мер, обеспечивающих реализацию инновационного процесса.
Система образования – сеть учреждений различного вида и уровня. Прогрессивное развитие современной школы возможно только при условии обновления и замены устаревших технологий более эффективными.
Главная цель инновационной деятельности в образовании – решить две основные взаимосвязанные педагогические задачи: изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в массовую практику.
Результатом успешной инновационной деятельности является продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе новых разработок, отвечающих современным требованиям. Учителю в этой деятельности отведена особая роль – он генерирует новаторские идеи, разрабатывает эффективные технологии, внедряет, исследует их практическую значимость, распространяет передовой педагогический опыт.
Какие спортивные мероприятия проводятся в российских школах
В рамках нацпроекта "Образование" реализуется проект "Современная школа", которая подразумевает, в том числе, создание в сельской местности и небольших городах на базе школ "Точек роста", где дети смогут получить дополнительные знания и навыки, познакомиться с современными технологиями. Планируется, что к 2024 году таких "Точек роста" будет открыто почти 25 тысяч. Каждая такая "точка", или проще говоря - образовательный центр, будет иметь определенный профиль, например, цифровой, технический, гуманитарный или естественно-научный.
Создание подобных школьных образовательных центров объясняется тем, что в сельской местности и небольших городах дети не всегда могут получить такое же качественное образование, как их сверстники из мегаполисов. Связано это, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры. "Точки роста" призваны решить, в первую очередь, именно проблему материально-технического оснащения: они будут укомплектованы самым современным оборудованием. Например, на занятиях по физике или химии ученики смогут наконец проводить серьезные лабораторные работы, а на информатике заняться программированием или начать изучать робототехнику. Для этого будет и соответствующее ПО, и оборудование. По сути, "Точки роста" должны помочь нивелировать разрыв между качеством образования, получаемого школьниками в крупных региональных центрах и в российской глубинке.
На VI Всероссийском съезде учителей сельских школ министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил:
"Сельские школы требуют особого подхода, и важно, чтобы они отвечали всем современным требованиям и были охвачены всеми актуальными программами. Очень важно обновлять инфраструктуру школ, чтобы ребятам было интересно и комфортно учиться".
Какие традиции и обычаи существуют в российских школах
«Лучшее место для школьных встреч!»Международный день школьных библиотек отмечается в этом году 28 октября.
Цель проекта – привлечение общественности к сохранению и формированию литературных запасов библиотечных фондов школ. Ведь библиотеки в школах испытывают недостаток современной художественной литературы, требуют замены шедевров мировой классики и технического оснащения.
Школьная библиотека играет важную роль: перед началом учебного года ученики получают здесь учебники, старшеклассники работают над проектами и рефератами в тишине читального зала. Библиотека по-прежнему пользуется популярностью, несмотря на обилие электронных носителей.
Во время учебы при выполнении домашних заданий бывает недостаточно учебника, и тогда школьники черпают мысли в библиотеках. Данным учреждениям посвящен всемирный праздник.
Историческая страничка
Археологи считают, что первые «книги» в виде глиняных табличек появились еще около 3000 лет назад в Древней Месопотамии, примерно тогда же в Древнем Египте начала развиваться письменность. До изобретения бумаги люди писали на шкурах и костях животных, моржовых клыках, восковых табличках, деревянных и глиняных дощечках, бересте, папирусе и пергаменте. В современном же виде первые книги появились в средневековой Европе.
В Русском государстве первые печатные книги появились лишь в середине XVI в., и по указу Ивана Грозного был построен специальный печатный двор — аналог современной типографии.
К XVII в. на Руси начала активно развиваться грамотность населения, так как ремесленникам и торговцам нужно было уметь читать, писать и считать, чтобы успешно заниматься своей деятельностью.
Первые библиотеки появились почти одновременно с появлением письменности, но они сильно отличались от современных.
Как развивается инновационная деятельность в российских школах
В наше время последний звонок звенит не только для заканчивающих 11-й класс, но и для тех, кто покидает 9-й класс, а также для выпускников начальной школы, которые в этот день прощаются со своим первым учителем. Отличие мероприятия для девятиклассников в том, что часть из них ещё вернётся в школу, в 10-й класс, а вот одиннадцатикласcники покинут учебное заведение навсегда.
Школы могут сами определять форму мероприятия, проявляя креативность. Иногда программы включают самые необычные сценарии последнего звонка. Вот только некоторые из использованных в последнее время в ряде школ: необычный и интересный сценарий праздника по мотивам мифов Древней Греции "На вершине школьного Олимпа", современный сценарий на последний звонок для 9-го и 11-го классов "Снимается кино", игровой сценарий по мотивам "12 стульев" и другие.
Экспериментировать разрешено, но всё же непременная часть празднования — это торжественная линейка с выступлениями директора, гостей и родителей, приветствием первоклассников и напутствием выпускникам. Выпускников обязательно поздравляют первоклассники: это символизирует преемственность поколений. Маленькие школьники ведут своих старших товарищей на последний урок. Завершает праздник первоклассница, звонящая в школьный колокольчик, — её проносит на плечах один из выпускников. Иногда на линейке школьники обмениваются небольшими колокольчиками и отпускают в небо воздушные шары.