Сложные скороговорки: как улучшить дикцию и мастерство речи
- Сложные скороговорки: как улучшить дикцию и мастерство речи
- Связанные вопросы и ответы
- Почему сложные скороговорки полезны для развития дикции
- Как правильно использовать сложные скороговорки для тренировки речи
- Кто может пользоваться сложными скороговорками для тренировки дикции
- В чем разница между простыми и сложными скороговорками
- Что делает скороговорки сложными для произнесения
- Как сложные скороговорки помогают улучшить произношение и артикуляцию
- Можут ли сложные скороговорки помочь при заикании или других речевых нарушениях
- Сколько раз в день стоит практиковаться в сложных скороговорках
- Какие сложные скороговорки самые эффективные для развития дикции
Сложные скороговорки: как улучшить дикцию и мастерство речи
Простые скороговорки – это точка старта в улучшении дикции для взрослых, аналогичная тренировке перед марафоном. Они позволяют нам привыкнуть к интонациям, ритму и скорости речи. Это, как начинать обучение музыке с основных нот и аккордов. Мы создаем надежный фундамент, на котором можно строить более сложные речевые навыки.
Примеры простых скороговорок для начала
- Скоро весна, ведь весна скоро! – Эта скороговорка предлагает отработать четкое и быстрое произношение “с” и “в”, создавая мелодичный ритм в словах.
- Три тучки, тученьки три, три тучки-сестрички. – Этот пример учит нас справляться с буквами “т” и “ч”, а также обучает речь находить равновесие между скоростью и четкостью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – Эта скороговорка позволяет отработать произношение “ш” и “с”, а также контроль над артикуляцией.
- Светлые свечи сверкали в сумерках. – Эта скороговорка помогает отработать звук “с” и “в” и развивает навык правильной артикуляции.
- По двору дворовая собака дрова дровами давала. – Здесь мы имеем дело с повторяющимися “д” и “в”, что способствует развитию четкости и произношению.
- Красная коробка с крошками картошки. – Эта скороговорка учит нас контролировать звук “к” и различать “с” и “ш” в словах.
- Трое тараканов тащили тяжелый тюк травы. – Здесь важно правильное произношение “т” и “тяж”, что требует хорошей дикции.
- Семь сорок сорок. – Это упражнение, которое обучает произношению “с” и повторяющемуся звуку “р”.
- Папа Карло клал картошку в карманы. – Эта скороговорка предлагает практику букв “к” и “л”, а также учит управлять скоростью произношения.
- Синий сапог с сиренью, сирень с синим сапогом. – Здесь фокус на созвучных “с” и “с”, что требует точности и четкости.
- Злой заяц за глаза зайчиху зацеловал. – Эта скороговорка помогает сосредоточить внимание на произношении “з” и развивает четкость.
- Мама мыла раму и рыжий рюкзак. – Здесь у нас есть буквы “м”, “р”, и “рж”, которые требуют правильного артикуляции и ритма.
- Гриша грыз гречку, гречку грыз Гриша. – Эта скороговорка развивает навык произношения “г”, “ж” и “к”, а также помогает контролировать скорость речи.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему сложные скороговорки полезны для развития дикции
Сложные скороговорки полезны для развития дикции, потому что они требуют точного и быстрого произнесения слов, что помогает тренировать артикуляцию, координацию языка и губ, а также дыхание. Регулярное повторение таких скороговорок улучшает четкость речи, что особенно важно для детей и людей, стремящихся повысить свои ораторские навыки. Кроме того, они способствуют развитию внимания и памяти, так как для правильного произнесения необходимо сосредоточиться на последовательности звуков. Сложные скороговорки также помогают расширить словарный запас и лучше чувствовать ритм языка.
2. Какие особенности сложных скороговорок делают их эффективными для тренировки речи
Сложные скороговорки отличаются частым повторением одних и тех же звуков, что требует высокой точности в произнесении. Они часто содержат сложные сочетания согласных звуков, которые помогают тренировать мышцы языка и губ. Кроме того, такие скороговорки могут включать игру слов, что делает их более интересными и запоминающимися. Эффективность сложных скороговорок также заключается в их ритме и мелодичности, которые способствуют развитию чувства языка и улучшению произнесения. Регулярная практика таких текстов помогает избавиться от заикания и других речевых недостатков.
3. Как правильно работать со сложными скороговорками, чтобы они были эффективными
Для эффективной работы со сложными скороговорками важно начинать с медленного произнесения, чтобы правильно освоить артикуляцию каждого звука. Постепенно можно увеличивать темп, но не стоит спешить, пока не будет уверенности в правильном произнесении. Также полезно разбивать скороговорку на части и тренировать каждую часть отдельно, затем соединяя их вместе. Использование зеркала помогает контролировать движения губ и языка, а запись речи позволяет услышать свои ошибки. Регулярная практика и позитивное отношение к процессу являются ключевыми факторами успеха.
4. Могут ли сложные скороговорки быть полезными для взрослых
Да, сложные скороговорки могут быть полезными и для взрослых. Они помогают поддерживать и улучшать дикцию, что важно для профессиональной деятельности, такой как преподавание, выступления или ведение переговоров. Тренируя речь с помощью сложных скороговорок, взрослые могут повысить четкость и выразительность своей речи, а также укрепить уверенность в общении. Кроме того, это хороший способ расслабиться и размять голосовые связки после напряженного дня. Регулярная практика таких упражнений может стать частью комплексного подхода к развитию речевых навыков.
5. Какие ошибки чаще всего допускаются при произнесении сложных скороговорок
Одной из самых распространенных ошибок при произнесении сложных скороговорок является слишком быстрое темп, что приводит к неверному произнесению звуков и потерям ритма. Также многие люди не обращают внимания на правильную артикуляцию, что может привести к нечеткости речи. Недостаточная тренировка и отсутствие практики также являются частыми причинами ошибок. Кроме того, некоторые люди не контролируют дыхание, что может вызвать усталость голоса и потерю тона. Избежать этих ошибок можно, начиная с медленного произнесения и постепенно увеличивая скорость.
6. Может ли тренировка сложных скороговорок помочь при заикании
Да, тренировка сложных скороговорок может помочь при заикании, так как она помогает развивать контроль над речью и координацию мышц. Постепенное увеличение темпов произнесения и правильная артикуляция могут способствовать уменьшениюfrequency of заикания. Однако важно подходить к тренировкам осторожно и не перегружать себя, так как стресс может усугубить ситуацию. Также полезно работать со специалистом, таким как логопед, который может подобрать индивидуальные упражнения и скороговорки, подходящие для конкретного случая. Регулярная практика и позитивное отношение к процессу также играют важную роль.
7. Какие сложные скороговорки рекомендуются для начинающих
Для начинающих рекомендуется начинать с скороговорок, которые содержат повторяющиеся звуки и простые ритмы. Например, "Палки, спалки, лапки, капли" или "Тридесять триллионов тридцатиугольных трамплинок". Такие скороговорки помогают освоить базовые звуки и координацию. Постепенно можно переходить к более сложным, таким как "Шестьдесят шесть шустрянок-оборвонок" или "Волк, как ты там волк, волк, как ты там". Важно выбирать скороговорки, которые соответствуют текущему уровню сложности и постепенно увеличивать его. Регулярная практика и терпение помогут быстро прогрессировать.
Почему сложные скороговорки полезны для развития дикции
Многие считают, что скороговорки улучшают только дикцию, но это не так они улучшают мышление, внимание и даже скорость чтения.
Для создания нейронных связей и для развития мозга очень важно развивать не только мелкую моторику, но и речь ребенка или взрослого человека.
Двигательные упражнения и правильная речь увеличивают количество нейронных связей, ускоряют обмен поступающей информации между полушариями.
Надежные крепкие быстрые нейронные дорожки очень сильно влияют на улучшение памяти, внимания, развитие мышления и скорость чтения.
Как правильно повторять скороговорки?
Вы выбираете любую скороговорку, вдыхаете в себя воздух, как можно больше и когда начнете выдыхать воздух, начинайте говорить скороговорку, повторяя ее, пока не закончится воздух.
Запомните, скороговорка повторяется только на выдохе, дополнительно вдыхать воздух, чтобы договорить скороговорку до конца нельзя.
Тренировки скороговорок в день могут занимать не более 5-10 минут, главное правильно выполнять упражнение.
Для выполнения упражнения вы можете самостоятельно выбрать себе скороговорку или воспользоваться нашими.
Скороговорки для занятий
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
А мне не до недомогания.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Протокол про прокол протоколом запротоколировали.
Купи кипу кип.
Для выполнения упражнения возьмите самую легкую скороговорку: купи кипу кип.
Занимайтесь этой скороговоркой целую неделю. Запомните сколько раз вы смогли рассказать скороговорку в первый день и сколько в последний. Сравните свои результаты. Затем возьмите скороговорку посложнее.
Занятия со скороговорками не отвлекут у вас много времени, зато доставят много интересных минут и помогут в развитии памяти, внимания, мышления и увеличении скорости чтения. Желаем вам удачи.
Курсы для развития
Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет развить скорочтение и ускорить мозг путем синхронизации полушарий головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Концентрация внимания, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Как правильно использовать сложные скороговорки для тренировки речи
Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией ADME .
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. - Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. - И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
- Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
- Пакет под попкорн.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселись сами.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Свиристель свиристит свирелью.
Кто может пользоваться сложными скороговорками для тренировки дикции
Отношение к этому самое тщательное, т. к., во-первых, артист со слабой речью сильно роняет реноме театра в глазах зрителя, а во-вторых, речевая сбивка может выбить из колеи и артиста, и его партнеров. Запутавшийся в собственной реплике артист может забыть слова, впасть в ступор и вызвать нештатную ситуацию на сцене. Чтобы этого не случалось, в обучении будущих актеров используются скороговорки для театрального кружка для детей и взрослых.
Начинать работу со скороговоркой следует с медленного вдумчивого произношения с сильной артикуляцией каждого звука. Скорочтение – последний этап.
Актерские скороговорки – самое сильнодействующее лекарство от проблем с дикцией, но, как и любое лекарство, применять его следует по рецепту, иначе оно рискует оказаться бесполезным. Чтобы выбрать скороговорку правильно, определите для себя конкретную задачу:
- Избавиться от проглатывания звуков:
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.
- Научиться четкому раздельному произношению слов:
От топота копыт пыль по полю летит;
Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Отработать постановку звука (например, Р):
Ехал Грека через реку, видит Грека, в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Этот список задач – примерный. Вам виднее, что именно следует отрабатывать в первую очередь, главное – не тараторьте все подряд и бездумно: чтобы добиться результата, нужно точно знать, чего добиваешься.
В чем разница между простыми и сложными скороговорками
Эти скороговорки – как золотая середина между простыми фразами, которые мы легко произносим, и сложными, требующими искусства и аккуратности. Средние скороговорки предоставляют нам возможность выйти из зоны комфорта и подвергнуть себя некоторым вызовам. Они требуют более тщательной координации языка и губ, а также лучшего контроля над дыханием. Преодоление этих трудностей стимулирует развитие наших артикуляционных навыков, делая нашу дикцию более яркой и выразительной.
Более того, средние скороговорки помогают нам освоить нюансы произношения звуков и сочетаний звуков, которые мы можем упускать в обыденной речи. Используя эти скороговорки, мы учитываем мельчайшие детали произношения, что способствует более четкой и понятной коммуникации в повседневной жизни.
Примеры средней сложности скороговорок
- Сила сказанной с силой сказывается. – Эта скороговорка предоставляет отличную практику для различения звуков “с” и “с”, что иногда вызывает затруднения даже у взрослых. Она также требует контроля над интонацией и громкостью, что способствует уверенному выражению мыслей.
- Черная ворона ворует воронье варенье. – Эта скороговорка развивает скорость произношения и помогает нам укрепить связь между соседними словами. Она требует от нас быстроты и точности, что полезно при разговоре с высокой скоростью.
- Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю. – Этот пример скороговорки вдохновлен сценой из кино и помогает развивать произношение сложных фраз и интонацию. Он также требует ловкости и силы в произношении.
- На пыльной полке пять пыльных полотенец. – Эта скороговорка учит преодолевать трудности при произношении “п” и “л”, а также развивает координацию между губами и языком.
- Под пудрой дерево долго пудрит. – Здесь мы имеем дело с повторением звука “п”, что требует от нас более высокой скорости произношения и ловкости в движении языка.
- Шумят шишки, шипят щи. – Сочетание звуков “ш” и “щ” делает эту скороговорку неплохим способом тренировать четкое произношение согласных звуков.
- Три сушки сушились на сосновых сучках. – Эта скороговорка содержит множество согласных, и произношение их всех с высокой четкостью и скоростью представляет некоторую сложность.
- Пятьдесят пятьдесятников пришли на пятьдесят пятидесятников. – Эта скороговорка предоставляет хорошее упражнение для различения чисел и развития произношения согласных сочетаний.
- Трое тараканов тащили телевизор три трапезы. – Произношение “т” и “тр” звучит забавно в этой скороговорке, и она требует аккуратности.
- Великий великолепный великан велосипед великого мальчика. – Эта скороговорка помогает развить интонацию и произношение гласных звуков в длинных словах.
- Грозные громы грозились грозой, а гроза грозила грозным грозам. – Скороговорка подчеркивает разницу в произношении “гр” и “з”, а также требует хорошей интонации.
- Слон с усами уселся на сенокосе. – Эта скороговорка развивает произношение “с” и “сн” и требует точности в выражении согласных.
Что делает скороговорки сложными для произнесения
Екатерина Владимировна Сиряк
Скороговорки как средство развития речи
Зачем детям нужны скороговорки ?
Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
https://top.thepo.st/
Русские скороговорки - бесценный материал, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи . Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы , скорее всего , не с этой целью, а исключительно для развлечения . Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было . Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Публикация «Скороговорки как средство развития речи» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки ?Они:
• тренируют речевой аппарат,
• развивают фонематическую и артикуляционную память,
• обогащают словарный запас,
• ставят речевое дыхание,
• помогают сделать речь интонационно грамотной,
• подготавливают к формированию письменной речи .
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам .
• Сначала мама читает скороговорку сама , медленно, вслух.
• Затем с малышом можно обсудить содержание,сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
• Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку .
• Если скороговорка длинная , учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
• Когда ребёнок запомнил скороговорку , пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя» , потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно .
• Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Существует неисчислимое множество различных скороговорок .
- Каждому звуку - своя скороговорка .
Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
• Для звука : Белые бараны били в барабаны.
• Для звука : Водовоз вез воду из водопровода.
• Для звука : Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
• Для звука : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
• Для звуков , : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
• Для звука : Около кола колокола.
• Для звука : Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
• Для звука : Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
• Для звука : Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
• Для звука : Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
• Для звука : Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
• Для звуков , : Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров) .
• Отработка звука : Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
• Для звука : Цыплята и курица пьют чай на улице.
• Для звука : Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Как сложные скороговорки помогают улучшить произношение и артикуляцию
Чистоговорки и скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро.
А уж получится это или нет, будет зависеть от подвижности языка, губ и нижней челюсти — органов артикуляции. В скороговорках используются хорошо знакомые ребенку понятия и слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают ребенку овладеть звукопроизношением, но и будят у малыша фантазию, помогают проявить интерес к многообразию звуков, прививают любовь к родному языку.
Список скороговорок
Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка была губа тупа. | Верзила Вавила Весело ворочал вилы. | Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. | Варежки у Вари Пропали на бульваре. |
Бобр добр для бобрят. | Отвори, Варвара, ворота. | Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала. | На иве галка, На берегу галька. |
В дупле на дубе дятла дом, Целый день сидит он в нём. | Надя надевала Пододеяльник на одеяло. | Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Я не тужу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж… | Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его. |
Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. | У ежа ежата, у ужа — ужата. | Жужжит жужелица, Жужжит, да не кружится. | Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой, Идёт коза с косым козлом. |
Закрыт замок на замок. | Колокольчики на окошке, Под окошком кошки в лукошке. | Сок с берёзы стёк, Стёк с берёзы сок. | Клала Клава лук на полку, Кликнула себе Николку. |
На кочке квочка, Квочка на кочке. | Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. | Во мраке раки Шумят в драке. | Под липой лиса, На липе оса. |
Налили Лене лимонада, А ей ещё лимона надо. | На льдине спит тюлень, Он ленится весь день. | На лужайке дятел жил, Дуб как долотом долбил. | Полы мыла Алла, А Лена помогала. |
В лимане налима Ловили для Милы. | Вымыли мышки Миску для мишки. | Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. | Забавной обезьяне Бросили бананы. |
Наш Полкан попал в капкан. | Пичуга на ветке, Питон в клетке. | Пила липу пилила, Пилила — напылила. | На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
За тараканом — с барабаном, За комаром — с топором. | Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. | Варвара варила, варила, Да не выварила. | У Сони и Сани в сетях сом с усами. |
Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой. | Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась о гуся бабуся, Не будет подарка у юной Маруси —Все бусы склевали по бусинке гуси. | В поле — все, все, все: В поле — сев, сев, сев. | Связку сушек сушил Саша на суше. |
Банты у Ани, Ленты у Тани. | Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары. | Наш Филат Не бывает виноват. | Муха - горюха села на ухо. |
Грызёт белка орех, А ребятам смех. | Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит. | Скворцы и синицы — Весёлые птицы. | Мы купили огурцы, Хлебцы, соль и леденцы. |
Шла Саша по шоссе И сосала сушку. | Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — Как в капюшоне он смешон! | На дереве — почки, Под деревом — бочки. | Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. | Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. | Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. | Щёки красные у Саши, Щей он много ел и каши. |
Два щенка щекой к щеке Грызли щётку в уголке. |
Можут ли сложные скороговорки помочь при заикании или других речевых нарушениях
Скороговорки можно группировать по разным критериям. Но чаще всего их классифицируют следующим образом.
Сложные скороговорки для дикции взрослых
Это фразы со сложным буквенным сочетанием. В них отрабатываются по три и более звуков. Или по два, но в очень непростой комбинации.
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя;
- У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?;
- Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки;
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
- Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи. - Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
- Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Самая длинная и самая сложная скороговорка на русском языке называется «Лигурия». Эта скороговорка широко используется дикторами, актерами и людьми тех профессий, для которых важна четкая разборчивая речь. Лигурия – это комбинация из более чем 40 скороговорок в одной. Логопеды советуют сначала научиться читать этот стих в быстром темпе. И только потом приступать к разучиванию его наизусть.
Полный текст Лигурии с ударениями:
В четверг четвёртого числа,
в четыре с четвертью часа,
лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля
лавИровали, лавИровали,
да так и не вЫлавировали.
***
И потом протокол про протокол
протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый
лигурийский регулировщик
речисто, да не чисто рапортовАл,
да не дорапортовАл, дорапортОвывал,
да так зарапортовался
про размокропогОдившуюся погоду,
что дабы инцидент не стал претендентом
на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик
акклиматизировался в
неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки
хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой:
***
Не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик,
лучше пик кипу купи,
а то придёт бомбардИр из БрАндебурга —
бомбами забомбардирУет за то,
что некто чернорЫлый
у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
***
Но на самом деле турка не был в деле.
***
Да и Клара-краля в то время крАлась к лАрю,
пока Карл у Клары крал кораллы,
за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары
два этих вора дрова воровали.
Но, грех — не смех, не уложить в орех.
О Кларе с Карлом во мраке
все раки шумели в драке,
вот и не до бомбардира ворам было,
и не до дЁготниковой вдовы,
и не до дЁготниковых детей.
***
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:
раз дрова, два дрова, три дрова —
не вместились все дрова,
и два дровосЕка, два дровокОла-дроворУба
для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора
обратно на дровяной двор,
где цапля чахла,
цапля сохла,
цапля сдохла.
***
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец,
а против молодца сама овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках:
санки — скок, Сеньку — в бок,
Соньку — в лоб, все — в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб.
***
Затем по шоссе Саша пошёл,
сашЕ на шоссе Саша нашёл.
Сонька же — Сашкина подружка
шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки
во рту ещё и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту
пономарЯ перепономарИт, перевЫпономарит:
жужжит, как жужелица,
жужжит, да кружится.
***
Была у Фрола — Фролу на Лавра навралА,
пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт,
что — вАхмистр с вАхмистершей,
рОтмистр с рОтмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа — ежата,
а у него высокопоставленный гость унёс трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят
с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины,
да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм
из сыворотки из-под простокваши.
***
О всём о том около кола
колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин —
зальцбуржский бесперспективняк
из-под бронетранспортёра констатировал:
***
Как все колокола не переколоколовАть,
не перевЫколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить,
не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.
Скороговорки для развития речи детей
Скороговорки стоит учить с самого детства. Их заучивание формирует правильное произношение и развивает красивую речь у ребенка. Многие детские скороговорки передают забавные и веселые истории, а значит учить их можно играючи. Большое внимание следует уделять репликам, направленным на отработку «проблемных» звуков.
Сколько раз в день стоит практиковаться в сложных скороговорках
собранные в единый текст
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.
Какие сложные скороговорки самые эффективные для развития дикции
Для иностранцев, изучающих русский язык, одной из главных проблем является произношение длинных слов, которых в русском языке достаточно много. Например, «поздравление», «соответствие», «исчезновение». Непросто выговорить и слова, в которых подряд идет несколько согласных букв, например, «всплеск», «страсть», «встреча».
Поэтому для приобретения навыков беглой устной речи и хорошего произношения важно развивать подвижность речевого аппарата с учетом особенностей русского языка. Самый простой и интересный способ, который подойдет детям и взрослым, желающим научиться хорошо говорить по-русски, это чтение и заучивание скороговорок.
Для начала давайте разберем, что такое скороговорки. Скороговорки – это короткие фразы, которые построены на частом повторении разных звуков с похожим произношением. Скороговорки часто имеют шуточный смысл, что несколько сглаживает сложность их заучивания.
Изучение скороговорок имеет множество преимуществ. Основные из них:
- Благодаря краткости скороговорок запомнить их довольно легко, а польза от их многократного повторения очень велика.
- Шуточный характер скороговорок позволяет использовать их как развлекательный компонент, когда нужно сделать перерыв или отдохнуть от изучения более сложной темы.
- Чтение скороговорок не занимает много времени, поэтому это упражнение можно использовать на каждом уроке.
- Скороговорки помогают развить навыки произношения звуков, которые не встречаются в других языках или которые представляют наибольшую сложность для иностранных студентов.
- Наряду с идиомами и пословицами скороговорки являются важным культурным пластом языка, и знакомство с ними помогает лучше улавливать скрытые языковые нюансы.
Несмотря на свое название, главной целью скороговорок является не научить говорить быстро, а в первую очередь научить говорить четко и правильно. Поэтому на первом этапе заучивания важно добиться правильного произношения всех звуков. Для этого сначала скороговорки нужно читать медленно, чтобы разобрать сложные звуки и расставить ударения. Когда правильное произношение будет усвоено, тогда можно постепенно наращивать темп, при этом контролируя четкость дикции.
Вот несколько скороговорок, которые помогут иностранцам научиться бегло произносить наиболее сложные звуки/
Для развития произношения шипящих и свистящих:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Для развития произношения «к» и сонорных:
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
- На мели мы лениво налима ловили
Для развития произношения «р»
- На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.