Выразительные фигурные танцы: как костюмы влияют на выступление
- Выразительные фигурные танцы: как костюмы влияют на выступление
- Связанные вопросы и ответы
- Как выбираются платья для фигурного катания
- Какие факторы влияют на дизайн костюмов для фигурного катания
- Как костюмы влияют на выступление фигуристов
- Какие тренды можно наблюдать в дизайне костюмов для фигурного катания
- Как костюмы для фигурного катания развивались со временем
- Какие материалы используются для изготовления костюмов для фигурного катания
- Как костюмы для фигурного катания влияют на оценку выступления
- Как выбираются цвета и узоры для костюмов для фигурного катания
Выразительные фигурные танцы: как костюмы влияют на выступление
Занятие по теме: «Роль костюма в целостном восприятии танца»
Для учащихся четвёртого года обучения
Подготовила: педагог д.о.
Н.А.Воробьёва
Роль костюма в танце
В танце всё должно быть гармонично. Театр танца – это и музыка, и пластика человеческого тела, и, в немалой степени – эффектная красота сценических костюмов. Но костюм танцора – это не просто красивая одежда, он «работает», позволяя лучше выразить и передать зрителю образ, создаваемый артистом на сцене. Сценический костюм – это средство оформления танца.
От правильно выбранного костюма, зависит половина успеха при исполнении любого танцевального номера. А костюм, в котором танцует ребенок, еще и воспитывает его художественный вкус.
Костюм
Костюм — это обувь, одежда, украшения, головные
уборы и другие предметы, которые используют для
создания сценического образа.
Существенным дополнением к костюму является прическа и грим.
С помощью костюма можно раскрыть внутренний мир героя, его образ, любую характеристику среды, в которой происходит действие.
Еще одним важным компонентом в костюме, который остается не без внимания — это цвет.
Костюмы к концертным номерам отличаются яркостью, со вкусом подобранной цветовой гаммой, оригинальностью фасонов, отделкой ручной работы.
Создавая костюм к поставленному танцу, хореограф выбирает его цветовую гамму. Нельзя использовать ткани блеклого цвета: полутона на сцене сливаются, создают одинаковый колорит. Если костюмы исполнителей будут монотонными, тусклыми, «серыми», то они погубят любой, самый замысловатый рисунок танца. Особое внимание надо обращать на сочетание цвета тканей для костюмов( учитывая рисунок массового танца) или гармонию расцветки костюма( сольные, парные танцы).
Надо помнить, что в состав танцевального костюма так же входят и аксессуары : платки, цветы, головные уборы, банты, обувь и т.д. Каждая принадлежность костюма не может быть просто украшением или дополнением. Все работает на образ – таков закон сцены.
.
Как «работает» сценический костюм
Костюм работает на общее действо, являясь одним из важных средств выразительности сценического танца. Костюм играет очень важную роль в танце. Он является визитной карточкой танцора, неким отражением характера танца. Костюм в танце помогает до конца раскрыть образ.
С первых дней занятий в коллективе у юных танцоров к костюмам должно воспитываться бережное, особое отношение.
Право одеть концертные костюмы нужно заслужить и заработать!
В Н И М А Н И Е !
Дорогие ребята!
Приглашаю Вас, принять участие в конкурсе на лучший эскиз сценического костюма к танцу!
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое фигуристые девушки в красивых платьях
Ответ: Фигуристые девушки в красивых платьях - это спортсменки, которые участвуют в соревнованиях по фигурному катанию и выступают в специально созданных платьях, которые не только выглядят красиво, но и соответствуют правилам соревнований. Платья должны быть удобными для выполнения сложных элементов и движений, а также соответствовать музыке и стилю выступления.
Вопрос 2: Какие факторы влияют на дизайн платьев для фигурного катания
Ответ: Дизайн платьев для фигурного катания зависит от многих факторов, таких как стиль музыки, которую использует фигуристка, ее телосложение и особенности выступления. Также важно, чтобы платье было удобным для выполнения сложных элементов и движений, а также соответствовало правилам соревнований. Кроме того, дизайн платьев должен быть эстетичным и выглядеть красиво на сцене.
Вопрос 3: Какие материалы используются для создания платьев для фигурного катания
Ответ: Для создания платьев для фигурного катания используются различные материалы, такие как шёлк, шелк-ситтал, атлас, бархат, шёлковые ткани, а также синтетические материалы, такие как нейлон, полиэстер и другие. Важно, чтобы материал был лёгким, гибким и удобным для выполнения движений.
Вопрос 4: Как выбираются цвета и узоры на платьях для фигурного катания
Ответ: Цвета и узоры на платьях для фигурного катания выбираются в зависимости от стиля музыки, которую использует фигуристка, а также ее телосложения и особенностей выступления. Цвета должны гармонировать с музыкой и стилем выступления, а узоры должны быть эстетичными и выглядеть красиво на сцене.
Вопрос 5: Как фигурные девушки готовятся к выступлению
Ответ: Фигуристки готовятся к выступлению, тренируясь ежедневно и работая над своим мастерством. Они учатся новым элементам и движениям, а также улучшают свои физические кондиции. Фигуристки также работают с тренерами, которые помогают им совершенствовать свою технику и стиль выступления. Кроме того, фигурные девушки уделяют внимание своему внешнему виду, выбирая подходящие платья и аксессуары для выступления.
Вопрос 6: Как фигурные девушки выбирают музыку для своего выступления
Ответ: Фигуристки выбирают музыку для своего выступления, учитывая свой стиль и особенности выступления. Они могут выбрать музыку, которая соответствует их настроению и характеру, а также стилю выступления. Фигуристки также работают с музыкальными редакторами, которые помогают им подобрать подходящую музыку и создать аранжировку, которая соответствует их выступлению.
Вопрос 7: Как фигурные девушки поддерживают свою физическую форму
Ответ: Фигуристки поддерживают свою физическую форму, тренируясь ежедневно и выполняя различные упражнения для укрепления мышц и улучшения своей координации. Они также следуют диете и питаются здоровыми продуктами, чтобы поддерживать свою форму и энергию. Фигуристки также работают с тренерами и специалистами по физической подготовке, которые помогают им создать индивидуальную программу тренировок и питания.
Как выбираются платья для фигурного катания
Когда дело доходит до фигурного катания, платье так же важно, как и сами коньки. Правильное платье может сыграть решающую роль в выступлении фигуриста. Но что такое отличное платье для фигурного катания и как выбрать лучшее для соревнований? В этой статье мы рассмотрим важность выбора одежды в фигурном катании и дадим несколько советов о том, как выбрать идеальное платье для следующих соревнований.
1. Важность выбора платья
Фигурное катание – это не только технические способности и атлетизм, но и артистизм, грация и красота. Одежда фигуристов является важной частью выступления, поскольку способствует повышению эстетических качеств движений. Правильное платье может помочь фигуристу чувствовать себя уверенно и комфортно на льду, позволяя ему сосредоточиться на выступлении, не отвлекаясь.
Платье должно дополнять музыку, тему и хореографию программы, а также отражать индивидуальность и стиль фигуристки. Он должен быть удобным, легким и достаточно гибким, чтобы обеспечить полный диапазон движений. Он также должен быть хорошо подогнан и надежен, чтобы оставаться на месте во время прыжков, вращений и других сложных элементов.
2. Виды платьев для фигурного катания
На выбор предлагается несколько типов платьев для фигурного катания, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и преимущества. Вот некоторые из наиболее распространенных типов платьев для фигурного катания:
а. Традиционное платье для фигурного катания. Это классическое платье для фигурного катания, о котором думает большинство людей, когда представляют себе фигуриста. Обычно оно изготавливается из эластичной ткани, с длинными рукавами, высоким вырезом и расклешенной юбкой. Его можно украсить стразами, пайетками или другими украшениями.
б. Комбинезон – Комбинезон – это цельный костюм, закрывающий все тело от шеи до пальцев ног. Его часто носят фигуристы, которым нужен более современный и обтекаемый вид или которые предпочитают тепло и защиту костюма, закрывающего все тело.
в. Платье для тренировок. Платье для тренировок — это более короткое, более приталенное платье, предназначенное для тренировок, а не для соревнований. Он часто изготавливается из легкой, дышащей ткани и может иметь вырезы или сетчатые панели для дополнительной вентиляции.
д. Танцевальное платье. Танцевальное платье похоже на традиционное платье для фигурного катания, но создано специально для танцев на льду. Обычно оно короче и более приталенное, чем традиционное платье, с более пышной юбкой и более сложной отделкой.
3. Факторы, которые следует учитывать при выборе платья
Выбирая форму для фигурного катания на соревнованиях, следует учитывать несколько факторов. Вот несколько важных соображений:
а. Тип фигуры фигуриста. Разные стили одежды подходят разным типам фигур. Фигуристки с более длинными ногами могут предпочесть более короткую юбку, а фигуристки с более короткими ногами могут выбрать более длинную юбку. Фигуристки с большими бедрами могут предпочесть платье с расклешенной юбкой, а фигуристки с более спортивным телосложением могут предпочесть более обтекаемый силуэт.
б. Музыка и тема. Платье должно соответствовать музыке и теме программы фигуриста. Если программа веселая и энергичная, то и платье должно быть ярким и красочным. Если программа более классическая или романтическая, платье должно быть элегантным и сдержанным.
в. Цвет и ткань. Цвет и ткань платья также могут существенно повлиять на общий вид выступления. Яркие, смелые цвета могут быть привлекательными и живыми, а пастельные оттенки могут создать более нежный и неземной эффект. Ткань должна быть легкой и эластичной, с хорошими влагоотводящими свойствами.
д. Украшения. Стразы, пайетки и другие украшения могут добавить платью блеска и гламура. Однако слишком большое количество украшений может отвлекать и подавлять. Главное – найти баланс между элегантностью и экстравагантностью.
4. Советы по уходу за платьем
После того, как вы выбрали идеальное платье для соревнований, важно позаботиться о нем, чтобы оно оставалось в отличном состоянии. Вот несколько советов по уходу за платьем:
а. Постирайте платье вручную в холодной воде с использованием мягкого моющего средства.
б. Повесьте платье сушиться на воздухе, а не кладите его в сушилку.
в. Храните платье в сухом прохладном месте, вдали от прямых солнечных лучей и источников тепла.
д. Не носите украшения и другие аксессуары, которые могут зацепиться или повредить платье.
е. Перед каждым соревнованием сдайте платье в профессиональную чистку и глажку.
В заключение, выбор лучшего костюма для фигурного катания для соревнований требует тщательного рассмотрения таких факторов, как тип фигуры, музыка и тема, цвет и ткань, а также украшения. Потратив время на выбор правильного платья и правильный уход за ним, фигуристы могут улучшить свои результаты и выделиться на льду.
Какие факторы влияют на дизайн костюмов для фигурного катания
– Мода фигурного катания, хоть и кореллирует с мировой модой вообще, все равно достаточно консервативна в силу своей функциональности.
В целом, театральности стало меньше, а лаконичности больше. Платья стали более стильными, более простыми – прослеживается их связь с высокой модой, с актуальными образами. Теперь фигурист должен выглядеть современно – без лишних шнуровок, рюшечек и невнятных деталей. Такие костюмы еще можно увидеть, но все это смотрится старомодно.
Если говорить об отдельных изменениях: поднялась линия пришива юбки, сами юбки у танцоров стали короче. Меньше стало так называемых «костюмов для фигурного катания». Иногда спортсмены так и формулируют для меня задачу: сделайте мне такой костюм, как будто я просто пришел с улицы, надел коньки и вышел на лед.
Сегодня перед художником ставится задача сделать не красивое платье, а стильное, что бы это ни значило . Когда видишь простое стильное платье, то видишь и тонкую работу над ним; я сразу понимаю, как проходил поиск: как подбирали глубину выреза, плечи, как платье сопрягалось с фигурой спортсменки.
Я сужу об изменениях в моде даже по своим эскизам. Когда есть заказ, я рисую примерно три варианта на заданную тему и дополнительно показываю старые эскизы – те, которые никем не использовались. У меня накопился огромный банк за 20 лет, но сейчас я не добавляю ничего из работ раньше 2013-го. То есть последние 5 лет мне нравятся, а все, что старше – уже явно несовременное. Хотя еще недавно казалось актуальным.
Мне кажется, у иностранцев больше пофигизма в выборе костюмов – они не заморачиваются. Поэтому и всегда есть разброс: попадаются и удачные решения, и совсем провальные. Я на них смотрю и недоумеваю: как можно было сделать настолько мимо?
Как костюмы влияют на выступление фигуристов
Создание костюма для фигуриста — это довольно трудоёмкий процесс, который требует полного включения как дизайнера, так и самого спортсмена. Все топовые дизайнеры, включая Марию Евстигнееву, Алёну Куклычёву и Галину Филатову, отмечают, что прежде всего нужна «химия» с клиентом. Учитывая пожелания фигуриста, можно создать максимально комфортный для него наряд, а это уже половина успеха. Так считает Галина Филатова, у которой сложился мощный тандем с Елизаветой Туктамышевой.
Галина Филатова
дизайнер костюмов для фигурного катания
«Фигурное катание и художественная гимнастика — это виды спорта, где если атлеты не воспринимают костюм как второе «я», то ничего не получится. Если психологическая роль, которую спортсмен взял на себя, имеет отклик, то он впоследствии вытворяет чудеса».
Согласна с её мнением и Алёна Куклычёва, которая работала с Александрой Трусовой и Алёной Косторной — двумя фигуристками, которые крайне щепетильно относятся к своему внешнему виду. В случае с Королевой квадов Куклычёвой пришлось делать три пары перчаток разного цвета к знаменитому бирюзовому платью из короткой программы сезона-2020/2021. А вот для Косторной Алёна старалась ещё больше, поскольку чемпионка Европы — 2020 и вовсе может отказаться надеть платье, если оно не нравится.
Алёна Куклычёва
дизайнер костюмов для фигурного катания
«Если Алёна надела платье — оно ей понравилось. Это факт. В обратном случае её не заставить. Она может сказать: «Я это не надену — это трэш», но у нас с ней такого не было. Были рабочие моменты, когда надо что-то переделать, добавить, но в целом мы сработались, и, думаю, отказа теперь не случится».
Хорошие отношения с атлетом помогают найти грамотные художественные решения, привнести что-то личное в костюм, сделать его особенным, запоминающимся. Так было у Марии Евстигнеевой с Андреем Мозалёвым: на костюме фигуриста к олимпийской произвольной программе было вышито созвездие Овна, и это неслучайно.
«Почему звёзды? Потому что моряки тогда ориентировались по ним. Я спросила у Андрея, когда у него день рождения, и на костюме появилось созвездие Овна», — пояснила Евстигнеева.
Андрей Мозалёв
Фото: РИА Новости
Однако дизайнеру нужно найти общий язык не только с фигуристом, поскольку наряд создаётся под конкретный образ, музыку, которую в большинстве случаев подбирает спортсмену тренерский штаб. Важно понравиться и специалистам, которые долго и упорно продумывали особенности программ для своих воспитанников.
Галина Филатова давно и плодотворно работает с группой Алексея Мишина, а ведь история их сотрудничества очень забавная:
«У Лизы был номер Destination Calabria, и Алексей Николаевич позвонил с просьбой не сшить костюм, а подобрать аксессуары. Я была ошарашена. Думала, меня разыгрывают: звонит Мишин и говорит: «Мне нужны саксофон, барабаны и тарелки». Но он всё превратил в шутку, и я подумала, раз он с таким юмором относится ко всему, то я вольюсь. И действительно, после первого костюма я начала полноценно работать с этой командой.
Алексей Николаевич очень щепетильный, он обладает своим особенным тонким видением, своеобразным вкусом, пониманием. При этом он философ и может про образ, который у него есть в голове, написать очень много текста. Мы нашли общий язык. Он часто говорит: «Послушайте меня, «старого» модельера», приходит на примерки, иногда берёт ножницы и что-то отрезает, но потом всегда удаляется, не давит, позволяет профессионалу делать своё дело», — рассказала Филатова.
Какие тренды можно наблюдать в дизайне костюмов для фигурного катания
В среде фигуристок таких тяжёлых нарядов не встретить, но и здесь дизайнеры часто налегают на декор. Совладелица ателье в Петербурге Светлана Гачинская рассказывала, что на платье Софьи Самодуровой ушла россыпь из 10 тысяч камней. С произвольной «Бурлеск» Соня как раз и завоевала главный титул в карьере, и декор на платье отлично вписывался в концепт постановки.
Софья Самодурова
Фото: Joosep Martinson — International Skating Union/International Skating Union via Getty Images
Обилие страз иногда мешает показывать результат. В интервью Первому каналу Камила Валиева рассказывала о первом костюме к программе «Болеро» – он весил около 800 граммов, и во второй половине проката это ощущалось: было тяжелее ехать, труднее прыгать. В первом наряде Камила откаталась лишь раз, и выступление получилось провальным. Новый костюм (чёрный комбинезон) весил в два раза меньше, и в нём Камила чувствовала себя гораздо увереннее.
Камила Валиева
Фото: РИА Новости
Алёна Куклычева
профессиональный дизайнер костюмов для фигуристов и гимнастов
«Если в гимнастике камни сами собой предполагаются, то в фигурном катании я спрашиваю: «Вы где хотите камни: на юбке, по рисунку? Рукава будем клеить? А всё платье будем клеить?». И мне говорят: «Ой, Алён, много не хочется, давайте сделаем, чтобы это было акцентно». Или: «Ой, юбку ни в коем случае не утяжеляем, никаких камней не нужно». Кто-то спрашивает: «Сколько это будет стоить?» Тогда мы начинаем оговаривать по стоимости, и решается вопрос с камнями: делать с ними или без.
Меня спрашивают: «А без камней это будет красиво?». Конечно, это будет красиво, мы же носим одежду без страз, и это красиво. Камни — ни в коем случае не необходимая составляющая костюма. Я думаю, что в фигурном катании точно можно без них обойтись, да и в гимнастике тоже. Просто повелись такие тенденции, которые заложены многолетним опытом».
Кто продвигает в фигурном катании тренд на минимализм? Можно вспомнить хотя бы Александру Трусову. На Олимпийских играх Саша установила историческое достижение в платье, сшитом ещё для контрольных прокатов. Там этот скромный чёрный наряд стал счастливым: Трусовой впервые удалось приземлить пять квадов в публичном прокате.
К серии Гран-при Саше сшили настоящий наряд Круэллы – платье с декором в виде деталей газет, а также с именами собак фигуристки. Но Трусова выступила в этом платье только на Skate America, а дальше вернулась к первому варианту. Платье с газетами Саша надевала на награждение, а также на шоу, когда катала олимпийскую программу в повторе.
Александра Трусова
Фото: Дмитрий Голубович / Александр Сафонов, «Чемпионат»
Чуть раньше маленькое чёрное платье помогло выиграть серебро ЧМ американке Эшли Вагнер. Из деталей декора в нём присутствовал только узор на спине. В олимпийский сезон к минимализму обратилась и американка Мэрайя Белл в короткой программе под River Flows in You. Ставка была сделана на глубокий синий цвет ткани, а к Олимпиаде наряд дополнили узкой полоской сияющих камней по верху. Польская фигуристка Катерина Куракова катала программу под Эдит Пиаф в розовом платье в горошек – это, по сути, и был главный акцент наряда.
Мэрайя Белл
Фото: Matthew Stockman/Getty Images
Каждый такой выход за рамки устоявшейся моды был обоснован: платье попадало в придуманный образ, хорошо сочеталось с музыкой и выгодно выделяло фигуристку на общем фоне. А это и есть главная задача наряда.
Алёна Куклычева
профессиональный дизайнер костюмов для фигуристов и гимнастов
«Каждый спортсмен должен выражать себя через стиль, и стиль он должен выбрать сам для себя. Кто-то яркий, кто-то более лиричный, нежный, и всем хочет показать, что он такой. Так же, наверное, подбираются и композиции под спортсмена. Вот если взять Алёну Косторную, «Харли Квинн». Не знаю, мне кажется, у неё лучше всего получился этот образ. Эту музыку, это платье можно надеть на любого спортсмена, и не каждый передаст эту энергетику так, как она во Франции, когда она просто взорвала там. Тогда, в первый раз, это было до мурашек, меня прям зацепило. Это самое главное, поэтому каждый спортсмен должен найти свой стиль. Здорово, когда стиль отражает как раз внутренний мир и образ в целом доходит до зрителя — это самое важное».
Как костюмы для фигурного катания развивались со временем
Женское фигурное катание — кажется, самый эстетичный спорт, который можно увидеть на Олимпиаде. И все потому, что хочется не только понять, как спортсменки крутят свои аксели и тулупы, но и увидеть, до чего дошла фантазия дизайнеров (а иногда и всемирно известных кутюрье) при создании костюмов для выступлений.
Проследим за нарядами фигуристок с 20-х годов XX века. Например, на Олимпиаде в Шамони в 1924 году девушки были одеты в юбки, свитера и шапки — практически так, как они ходили в своей обычной жизни. Зато не приходилось думать о комфорте — все вещи привычные и абсолютно предсказуемые. Кстати, одна из причин такого теплого наряда для соревнований — открытые катки.
В 1936 году правила игры изменила норвежка Соня Хейне, впервые надев короткую юбку! Именно с тех пор длина юбок и платьев начала стремительно уменьшаться.
Если говорить об излишествах и украшательствах, то в годы Второй мировой войны их совсем не было. Костюмы шились по принципу упрощения силуэтов и экономии ткани, потому что ее катастрофически не хватало.
В 50—60-е годы «сценические наряды» все еще были весьма незатейливыми: вырез под горло и расклешенные короткие юбки — главное отличие спортсменок тех времен. А вот уже к 70-м годам вырезы и украшения начали медленно и скромно набирать популярность.
Во время царствования веселых 80-х весь этот модный спандекс, шифон, блестки, пайетки и бисер стали россыпью появляться на платьях фигуристок. На Играх 1988 года в Калгари Международный конькобежный союз назвал голубой костюм с перьями немки Катарины Витт слишком скандальным и даже изменил правила дресс-кода на соревнованиях. Эту поправку негласно назвали «Правилом Катарины», согласно ей, бедра, ягодицы и диафрагма должны быть прикрыты.
А вот американка Деби Томас, казалось бы, прикрыла все, что смогла обтягивающим комбинезоном в том же году, но тоже нарвалась на скандал и запрет. После ее выступления были строго-настрого запрещены костюмы без юбок.
Главный тренд следующего десятилетия — 1990-х годов — дизайнерские спортивные наряды. Нэнси Керриган и Сурия Бонали катали на Олимпиадах в нарядах от Vera Wang и Christian Lacroix.
Нулевые принесли свои правила: в 2003 году сняли запрет на наряды без юбок, а в 2006 году Ирина Слуцкая появилась на льду в бархатном комбинезоне со стразами.
До сих пор выход на лед среди спортсменок практически приравнивается к красной дорожке какого-нибудь «Оскара», так что загляни в галерею и восхитись нарядами спортсменок разных лет.
Какие материалы используются для изготовления костюмов для фигурного катания
Одежда для фигуристки должна отвечать ряду требований и подбираться с учетом условий, в которых будут происходить тренировки и выступления.
Особый крой и лекала. Костюм должен хорошо сидеть, не сковывать движения и не натирать. В этом случае спортсменка сможет получать удовольствие от фигурного катания. Специальные лекала, учитывающие женские анатомические особенности в зависимости от возраста, важны как для профессиональных, так и начинающих фигуристок.
Специальные материалы. Одежда для фигуристов, в частности для тренировочного процесса, должна производиться с использованием высокотехнологичного синтетического трикотажа. Как правило, это термоткани, которые имеют хорошие теплоизоляционные и влагоотводящие характеристики. Кроме того, специальные материалы способны смягчать удары при падениях и защищать от травм ввиду повышенных нагрузок.
Прочность и износостойкость. Тренировочные костюмы используются фигуристками в режиме нон-стоп, поэтому стирать их приходится достаточно часто. Специальные материалы, применяемые для производства женских костюмов для фигурного катания, хорошо держат форму и не образуют растянутых участков, цвет не блекнет и не линяет.
Дизайн. Одежда для выступлений изобилует декоративными элементами, росписью и стразами. На тренировках предпочтение отдается более спокойным и лаконичным вещам, хорошо подчеркивающим силуэт. При этом тренировочные костюмы также могут иметь яркий дизайн и необычные принты.
Как костюмы для фигурного катания влияют на оценку выступления
Хоть фигурное катание часто сравнивают с театром и балетом, правила однозначно против того, чтобы этот вид спорта превращался в искусство. Так, ISU запрещает фигуристам театрализовывать их костюмы, использовать аксессуары и реквизит, что сказано в пункте 501 Специальных и технических правил фигурного катания:
«На чемпионатах и международных соревнованиях, проводящихся под эгидой ISU, включая зимние Олимпийские игры и зимние юношеские Олимпийские игры, одежда участников должна быть скромной, достойной и подходящей для спортивных соревнований — не кричащей или театральной по дизайну. Однако одежда может отражать характер выбранной музыки. Одежда не должна создавать эффекта чрезмерной наготы, неподобающей спортивным соревнованиям. Аксессуары и реквизит не допускаются.
Использование костюмов, которые не соответствуют перечисленным требованиям, наказывается снижением оценки. Для танцев на льду могут быть сняты ограничения на костюмы, что публикуется в Коммюнике на данный сезон.
Украшения должны быть прочно закреплены. Падение части костюма или украшения на лёд будет наказано снижением оценки», — говорится в правилах Международного союза конькобежцев.
Однако такие строгие правила введены неспроста, они в том числе влияют и на безопасность спортсменов, объясняет бывший фигурист, а ныне судья Владислав Мирзоев.
Владислав Мирзоев
судья всероссийской категории
«Аксессуары в фигурном катании запрещены только на официальных соревнованиях, на показательных выступлениях можно использовать любой реквизит или украшение. Но на соревнования они запрещены ввиду того, что могут привести к травме спортсмена. Например, в парном катании кто-то из партнёров может зацепиться за что-то при выполнении каких-то совместных элементов. В одиночном катании аксессуар может быть причиной падения, потери контроля или ещё чего-то».
Конечно, можно рискнуть и всё-таки использовать что-то из украшений, чтобы придать своему выступлению больше шарма. Но сделать это может либо очень уверенный в себе спортсмен, либо тот, кому нечего терять, потому что использование реквизита и аксессуаров карается штрафом в один балл за прокат.
«За падение части костюма или украшения штрафуют, потому что прежде всего это небезопасно и может привести к травме. Спортсмен должен следить за состоянием своего инвентаря, за исправностью своего костюма, поэтому, если что-то падает с костюма на лёд, он за это штрафуется. Здесь следует отметить, что штраф применяется единожды, независимо от того, один раз что-то упало с костюма или несколько раз за программу», — рассказывает Владислав Мирзоев.
Но неужели все аксессуары запрещены? Такого точно не может быть, ведь мы регулярно видим, как мужчины используют бабочки и галстуки, которые по определению считаются аксессуаром, и никто их за это не наказывает. То же самое касается и перчаток — чуть ли не каждая фигуристка катается в них, и судьи ещё ни разу не снижали баллы за это. Владислав Мирзоев подробно объяснил, как арбитры определяют, какой аксессуар достоин штрафа, а какой нет:
«Под аксессуаром подразумевается любая вещь, которая используется во время выступления для интерпретации идеи программы. Например, бабочки и галстуки у мужчин разрешены, потому что они прикреплены к костюму. Они не будут считаться аксессуаром до тех пор, пока спортсмены не будут их использовать для того, чтобы выразить какие-то хореографические элементы.
Был пример на соревнованиях, когда у спортсмена был повязан американский галстук вокруг шеи — это был образ ковбоя. Перед исполнением дорожки шагов он взял этот галстук и натянул себе на лицо, как это делают ковбои. В этот момент это стало нарушением, и, соответственно, судьи ему выставили дедакшен за использование аксессуара. Из этой логики судья и идентифицирует, что является неприемлемым аксессуаром.
Обобщая вышесказанное, тот предмет или та часть костюма, которая будет использоваться спортсменом во время исполнения программы, будет считаться аксессуаром, будь это галстук, повязка, браслет или, чего хуже, какой-то предмет».
Как выбираются цвета и узоры для костюмов для фигурного катания
Костюмы являются главной составляющей успеха фигуристов (на фото пара Александра Степанова и Иван Букин) / Фото: marusia-studio.ru
В парном фигурном катании костюмы партнеров должны гармонировать между собой / Фото: marieclaire.ru
Спортсмены постоянно находятся в поиске новых образов для своих выступлений