Новое время

Полезная информация обо всём

20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов

02.02.2023 в 10:58
Содержание
  1. 20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов
  2. Занимательные опыты по физике проект. Занимательные опыты по физике
  3. Новогодние опыты по физике. Зимние эксперименты для детей
  4. Демонстрационные опыты по физике. 20 занимательных опытов по физике в домашних условиях
  5. Занимательные опыты по физике из подручных материалов. Опыты для детей по физике в домашних условиях. Инструкции с объяснениями
  6. Зрелищные химические опыты. Самые интересные химические реакции, которые удивят каждого

20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов

Законы науки, обычной физики начального уровня можно найти и открыть в самых простых предметах, их удивительных свойствах. «Пройти огонь, воду и медные трубы» – известный фразеологизм применяется, при случае, для испытателей - первооткрывателей.

Воздушный шарик, огонь и вода

Праздник, радость приносят летающие шарики детворе. Почему шар и дым поднимаются ввысь? Когда надуваем сами или с помощью огня, то нагретый воздух становится разрежённым, легче холодного, шар взлетает вверх. Материал воздушных шаров непрочен, боится огня, острых предметов. Но вот в нашем опыте он становится «огнеупорным».

Надутый и завязанный шарик лопнет, если поднести к огню. Резина подопытного шарика стала горячей, ослабла и разорвалась под давлением находящегося там воздуха. Но шарик, с налитой водой, не разорвется при зажженной спичке в отличие от первого.

Как объяснить такой результат? Происходит чудо из-за удивительных свойств жидкости. Вода способна аккумулировать, много поглощать тепла (теплопроводность). Она заберет большее количество тепла и не даст резине шарика, уже не такой горячей, сильно ослабиться, расплавиться.

Увлекательные опыты по физике проверяются в домашних безопасных условиях рядом с взрослыми.

Резка дерева бумажным диском

Что «вода камень точит» известно, а вот резанием дерева бумагой можно удивить. Проверим остроту бумаги на опыте. Вырезается два круга из обычных белых офисных листов диаметром 12,5 см. Соединяем клеем «Карандаш» вместе бумажные круги, делаем ровно, без волн. Диск получается мягким.

После высыхания в центре вырезается отверстие под шуруповерт (болгарку). Устанавливаем и закрепляем бумажный диск. Запускаем инструмент, режем брусок дерева, возможно гипсокартон, пластик. Срез получается гладким, распил ровным.

Почему так происходит? Быстрое вращение обеспечивает бумаге достаточное натяжение. Приобретает бумага высокую режущую особенность через передаваемую диску значительную скорость вращения и центробежное ускорение.

Пушка из магнитов

Каких только интересных магнитных конструкторов не найти в детских магазинах игрушек. А вот собрать магнитную пушку своими руками не составит затруднения, были бы подходящие магниты. Постоянные магниты – изделия из твердых сплавов, сохраняющие магнитную силу продолжительное время. Для эксперимента понадобятся:

  • сильные постоянные магниты (неодимовые) 4 шт. минимум;
  • стальные шарики (от шарикоподшипников);
  • для основы пушки (направляющая) профиль пластиковый или алюминиевый, чтобы шарики могли катиться;
  • изолента или скотч для закрепления на профиле магнитов, расстояние между ними не более 80 мм.

Поместим по 3 шарика за каждым «ускорителем», пусковой шарик расположим недалеко впереди первого магнита и несильно подтолкнем. Магнит притянул шарик, от удара передал энергию движения другим последующим шарикам, последний сам начинает двигаться (по закону сохранения импульса); потом дальше 2-ой магнит, снова шарики и так далее. Отскакивает именно последний шарик, так как он притягивается слабее других.

Чем вызван ускоренный «выстрел»? Магниты сильнее притягивают на коротком расстоянии (несколько миллиметров), в самый последний момент приближения. Из-за притяжения получается сообщение шарику дополнительной скорости (+ импульс), которая и передается вылетающему. Через ускоряющие элементы (4) накапливается для последующего движущегося шарика возрастающий импульс.

Занимательные опыты по физике проект. Занимательные опыты по физике

Введение

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Рисунок 1

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Объяснение опыта

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды, самая маленькая у подкрашенного спирта.

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

Рисунок 2

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

Объяснение опыта

- Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

                Новогодние опыты по физике. Зимние эксперименты для детей

                20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов татьяна ивановна козлова
                Зимние эксперименты для детей

                Волшебные зимние эксперименты для детей

                Опыт №1 СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА

                Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает. А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном

                Материалы,которые Вам понадобятся:

                - проволока;

                - стеклянная банка, объемом 0,5л;

                - поваренная соль (18 чайных ложек) ;

                - белая нитка;

                - деревянная палочка для подвешивания снежинки.

                Порядок действий:

                1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.

                2) В стеклянную банку наливаем кипяток.

                Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.

                3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

                В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

                Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово ! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

                Опыт №2 КРАСОЧНЫЕ "ЛЕДЕНЦЫ"

                Как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?

                Материалы,которые Вам понадобятся:

                - формочки для льда (или любые чашки и миски) ;

                - поднос с бортиками;

                - поваренная соль;

                - жидкие пищевые красители или краски;

                - пипетка или чайная ложка.

                Порядок действий:

                1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших и маленьких формочках.

                2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Как сделать такой раствор - см. предыдущий опыт со снежинкой. Добавляем в растворы краску.

                3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.

                Опыт №3 ЦВЕТНЫЕ КАПЛИ

                Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

                Материалы,которые Вам понадобятся:

                - несколько кубиков цветного льда;

                - стеклянная банка;

                - растительное или детское масло.

                Порядок действий:

                1) Наполняем банку растительным маслом.

                2) Опускаем в нее цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки.

                Опыт №4 КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ

                Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура. Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

                20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов 01

                Демонстрационные опыты по физике. 20 занимательных опытов по физике в домашних условиях

                Чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его учить физику в школе, предлагаем вам подборку из 20 зрелищных и занимательных опытов по физике для детей. Их можно делать в домашних условиях, для этого не нужна лаборатория со специализированными приборами. В этих простых и интересных экспериментах используются самые обычные предметы, которые есть дома практически у каждого. Если же каких-то вещей нет, то их можно купить в ближайшем супермаркете.

                А самое главное – эти опыты совершенно безопасны как для юного исследователя, так и для отделки стен и потолка. Проведите их вместе с ребенком, чтобы у него не осталось вопросов – зачем нужно учить физику в школе.

                20 занимательных опытов по физике в домашних условиях. Физические эксперименты для детей младших классов 02

                1. Создаем радугу

                Что делаем : Глубокую миску из прозрачного стекла наполняем водой до половины емкости. На дно кладем зеркальце. Снизу помещаем включенный фонарик и направляем свет вверх. Всё! Можно любоваться радугой.

                Объяснение : Свет преломляется в воде и образуется радуга.

                2. Прочность куриной скорлупы

                Что делаем : Возьмите четыре половинки куриной скорлупы, поставьте их на стол как четыре ножки и накройте пластиковой дощечкой. Положите сверху тяжелую книгу, пакет с крупой или другой груз. Скорлупа без проблем выдержит вес.

                Объяснение : Сама по себе поверхность скорлупы яйца – хрупкая, но за счет куполообразной формы вес расположенного сверху предмета распределяется равномерно. Поэтому скорлупа способна выдерживать значительные механические нагрузки.

                3. Достаем монету из емкости с водой, не касаясь жидкости

                Что делаем : Берем глубокую тарелку, кладем монетку и наливаем воду. Ставим в тарелку свечку, зажигаем ее, а через минуту накрываем ее стаканом. Когда пламя погаснет, жидкость втянется внутрь стакана и «откроет» монетку.

                Объяснение : Свеча гаснет, воздух остывает, поэтому уменьшается в объеме. В результате давление в стакане падает, вода из тарелки устремляется внутрь.

                4. Оживляем нарисованную стрелку

                Что делаем : Берем лист бумаги, рисуем на нем фломастером стрелку и приклеиваем лист бумажным скотчем к стене. В прозрачный стеклянный стакан наливаем воду и ставим перед стрелкой. Смотрим на стрелку – она изменила направление.

                Объяснение : Стакан с водой – это своего рода лупа с двояковыпуклой линзой. Стрелка располагается между лупой и фокусом, поэтому мы видим действительное изображение и мнимое.

                5. Наглядно о поверхностном натяжении

                Что делаем : Берем бутылку из пластика, наполняем ее водой и закручиваем крышечкой. При помощи иголки или булавки проделываем дырочки в стенках емкости. Жидкость начнет вытекать из отверстий, но через пару секунд перестанет.

                Объяснение : Поверхностное натяжение удерживает жидкость в закрытой бутылке даже при наличии дырок. Но когда крышка откручивается, вода начнет выливаться

                6. Течение жидкости вверх

                Что делаем : Берем две широких колбы, в одну наливаем воду, во вторую – растительное масло. На первую колбу кладем картонку или очень плотную бумагу, прижимаем ее ладонью, переворачиваем и несколько секунд держим. Далее ставим в таком положении колбу с водой на колбу с маслом и немного сдвигаем картонку. Результат – жидкость перемещается вниз, а масло «течет» наверх.

                Объяснение : Масло весит меньше и имеет меньшую плотность, поэтому вода вытесняет его вверх.

                Занимательные опыты по физике из подручных материалов. Опыты для детей по физике в домашних условиях. Инструкции с объяснениями

                Одними из самых интересных и захватывающих внимание ребенка надолго являются по физике и химии для детей разного возраста. Самые популярные из них не требуют особых материалов и лабораторных условия, поэтому проводить их в домашних условиях не составит особого труда.

                Правила безопасности

                Для опытов дома по физике требуется:

                • Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
                • Очень важно прочесть ход опыта.
                • Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
                • Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
                • Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
                • Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
                • Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
                • Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.

                Примеры для дошкольников

                Опыты по физике в домашних условиях для детей дошкольного возраста.

                Магнитный карандаш

                Требующиеся материалы для опыта:

                • Батарейка.
                • Толстый карандаш.
                • Проволока. Диаметр от 0,2 до 0,5 мм.
                • Изолента.

                Занимательные опыты по физике из подручных материалов. Опыты для детей по физике в домашних условиях. Инструкции с объяснениями

                Магнитный карандаш — эффектный опыт по физике, который легко сделать в домашних условиях

                Ход эксперимента:

                1. Обмотать проволоку возле карандаша, оставить расстояние до края – 0,5 – 1 см.
                2. По окончании одного ряда – намотать второй ряд в противоположном направлении. До того момента, когда проволока не будет полностью намотана. Главное – запастись двумя концами проволоки примерно 8 см. Закрепить с помощью скотча витки, чтобы те не размотались.
                3. Почистить оставшиеся 2 конца проволоки, подсоединив к батарейке.

                Результат опыта: в ходе опыта по физике в домашних условиях, удалось сделать магнит, способный присоединять небольшие железные объекты.

                Волчок

                Волчок находится в вертикальном положении во время вращения циркуляции около оси, осуществляет падение по замедлению вращения. Во время передвижения разноцветного волчка наблюдаются зрительные элементы смешения цветов, элементы дисперсии цветов.

                Цветной опыт:

                1. Обыкновенная модель волчка – секторы. Окружность разделяется на соответствующее число и раскрашивается в разные цвета.
                2. Во время вращения наблюдается цветовое изменение.
                3. Опыт демонстрирует совмещение цветовой гаммы. Эксперименты проводятся с секторами.

                При делении волчка на 7 секторов, разукрасив сектора в зависимости от расположения цвета, во время вращения волчок изменят цвет, становясь белым. Происходящий опыт – смешение цветовой гаммы. В некоторых случаях эффект не достигается, но зато создается разноцветный оттенок.

                Волшебный волчок

                Материалы и ход эксперимента:

                1. Печать шаблонов черного и белого цветов, сделать из материалов 2 волчка.
                2. Когда вращается первый волчок, появятся разного цвета кольца.
                3. При вращении в одном направлении, затем в другом, кольца будут отличаться друг от друга.
                4. Второй волчок становится похожим на круг.
                Анализ Факты
                • Иллюзия связана мозгом, начинающим воспроизведение области перемены цветов.
                • Белый и черный цвет влияют на пропорцию цвета.
                • Скорость волчков влияет на цветовую гамму.
                • Волчок принимает вертикальное состояние при вращении, что пользуется популярностью в современных технологиях.
                • Компасы, стабилизаторы устанавливают на кораблях и самолетах.
                • Эти приборы имеют то же полезное свойство, что и обыкновенный волчок.

                Лимонная батарейка

                Батарейка с легкостью создается из фруктов. Напряжение зависит от фрукта. Преимущество лимона заключается в лимонной кислоте, способной к созданию электрического тока.

                Занимательные опыты по физике из подручных материалов. Опыты для детей по физике в домашних условиях. Инструкции с объяснениями Необходимые инструменты:

                • Лимон.
                • Проволока (медь). Чем больше эксперимент, тем больше понадобится проволоки. При ее отсутствии потребуется монета.
                • Пластина из цинка. В качестве пластины используется болт, шурупы, проволока.
                • Мультиметр (измеряет напряжение).
                • Светодиод. (Фиксирует ток).

                Последовательность действий:

                1. Взять лимон, помять его.
                2. Положить на 2 см вглубь медные проводники.
                3. Присоединить провод к прутьям.
                4. Измерить с помощью мультиметра количество вольт.

                Собрать еще 1 такую конструкцию, соединив между собой. Или вставить еще по медному проводу. Соединить их между собой. Вторая батарейка требуется, так как от одной светодиод не загорится. Теперь лимонная батарейка производит электричество.

                Анализ опыта: Такой элемент питания осуществляет взаимодействие между проводниками. Когда проводники помещают во фрукт, металлы находятся среди кислоты. Реакция происходит, ионы передвигаются, производя энергию.

                Зрелищные химические опыты. Самые интересные химические реакции, которые удивят каждого

                  Наверное, каждый ученик приходил в восторг, когда преподаватель химии начинал проводить лабораторные эксперименты. Все внимательно наблюдали за тем, как он берет колбочку одного вещества и выливает содержимое в другую емкость — обычно после этого возникала вспышка, поднимался дым или происходила другая интересная реакция. Многим из нас очень бы хотелось снова очутиться на одном из таких уроков химии и снова стать зрителями этого зрелища, но былого не вернуть. Однако, выход есть — прямо сейчас вы можете посмотреть химические опыты в Интернете, причем процесс можно рассмотреть с близкого расстояния, а не с нескольких метров, сидя на парте. Мы нашли несколько самых эффектных химических реакций — прямо сейчас давайте посмотрим

                  Зрелищные химические опыты. Самые интересные химические реакции, которые удивят каждого

                  Давайте вспомним школьные уроки и посмотрим на удивительные химические реакции

                  Химическая реакция «Фараонова змея»

                  Фараонова змея — это собирательное название для химических реакций, в результате которых образуется большое количество пористого материала. Такие эксперименты обычно демонстрируются для того, чтобы показать, что даже при реакции небольшого количества элементов может произойти многократное увеличение их объема. В ходе таких реакций происходит бурное выделение газа, а из смеси реагентов будто бы выползает огромная змея — отсюда и название.

                  Зрелищные химические опыты. Самые интересные химические реакции, которые удивят каждого

                  Фараонова змея

                  Обычно на школьных уроках химии демонстрируется глюконатная фараонова змея. Преподаватели нагревают таблетку глюконата кальция до 120 градусов Цельсия — в результате химическое соединение начинает разлагаться, и из таблетки выползает светло-серая «змея» с белыми пятнами. Длина этой фараоновой змеи может достигать 15 сантиметров.

                  Зрелищные химические опыты. Самые интересные химические реакции, которые удивят каждого