Интересные опыты для детей в детском саду. Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста
- Интересные опыты для детей в детском саду. Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста
- Развивающие опыты для детей. Детское экспериментирование и его влияние на познавательное развитие дошкольника
- Опыты и эксперименты для дошкольников. «Экспериментирование — познавательное развитие детей дошкольного возраста» (Картотека экспериментов)
- Игры-эксперименты в детском саду. Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ
- Опыты для детей в детском саду в картинках поэтапно. Как подготовиться к опытам
- Волшебные эксперименты для детей. 6 простейших опытов для детей, граничащих с волшебством
- Опыты для детей 3-4 лет в детском саду. Краткосрочный образовательный проект «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3–4 лет.
- Опыты с детьми на улице. Опы. «Чай с горкой»
Интересные опыты для детей в детском саду. Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Ольга Капитонова
Картотека опытов и экспериментов для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию (тема моего экспериментирования и кружковой работы ) : организуем исследовательскую деятельность детей , создаём специальные проблемные ситуации.
В нашей группе созданы условия для детской экспериментальной деятельности : в уголке экспериментирования созданы условия для проведения опытов и экспериментов : бумага разных фактур, ткань, специальные приборы, весы, часы, неструктурированные материалы (песок, вода, схемы, карточки и т . д., природный материал.
Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы, механические игрушки, флакончики, баночки, пузырьки, фантики, пробочки! Поверьте, это для малышей настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования!
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Добавлю, ещё лучше всё сделать самому!
Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов и экспериментов , которую я использую в работе с самыми маленькими обитателями нашего детского сада, детьми 2-4 лет!
Опыты в картотеке для удобства в использовании расположены по темам. Картотека может быть полезна молодым специалистам и неравнодушным родителям.
Желаю вам приятного просмотра!
Кружок по опытническо-экспериментальной деятельности
Опыты и эксперименты в раннем и младшем дошкольном возрасте
Составитель: Капитонова Ольга Викторовна
Тематика опытов :
Бумага
Снег
Мыльные пузыри
Вода
Песок
Солнце
Ткань
Ветер
Камешки
Магнит
Зеркало
Ткань
Тема опытов : бумага
1.Тема и цель: "Рвем бумагу"
Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.
2.Тема и цель: "Бумажные комочки" - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
3.Тема и цель: "Бумажные полоски"
Содержание и оборудование: детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.
Тема опытов : снег
1.Тема и цель: "Разные ножки топают по снежной дорожке" - научить детей получать четкие следы на снегу.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей , как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.
2.Тема и цель: "Ледяная горка" - показать детям, как делать горку для куклы.
Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.
3.Тема и цель: "Снежный городок" - научить детей делать из снега колобки и большой дом.
Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.
4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.
Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы , птиц и животных.
Развивающие опыты для детей. Детское экспериментирование и его влияние на познавательное развитие дошкольника
Cветлана Ворончихина
Детское экспериментирование и его влияние на познавательное развитие дошкольника
«В любом человеке
могут расцвести
сотни неожиданных
талантов и
способностей,
если ему просто
предоставить для
этого возможность».
Д. Лессинг.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию , поиск способов удовлетворения жажды знаний.
Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Условия, необходимые для формирования познавательного интереса и поисковой активности:
• Создание в группе предметно-развивающей среды .
• Образовательная деятельность с занимательным содержанием, имеющая проблемно-поисковые ситуации.
• Создание серии развивающих и дидактических игр .
• Использование в работе проектной деятельности.
• Применение в работе методов опытно-экспериментальной деятельности .
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками ,мы старались учесть главное условие: детям должно быть интересно.
Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование , как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников .
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мысленные мы используем, например,такого вида:
• Что можно сделать из куска бумаги?
• Что будет, если все станут выше ростом?
• На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Мы проводим с детьми следующие эксперименты :
•Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т. п.
•Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т. д.
• Свойства песка и глины.
• Свойства ткани.
• Какие бывают пуговицы.
• Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
• Свойства бумаги, её виды.
• Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
• Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим) .
При проведении эксперимента необходимо знать и соблюдать структуру детского экспериментирования
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
Опыты и эксперименты для дошкольников. «Экспериментирование — познавательное развитие детей дошкольного возраста» (Картотека экспериментов)
Людмила Румянцева
«Экспериментирование — познавательное развитие детей дошкольного возраста» (Картотека экспериментов)
« Экспериментирование – познавательное развитие детей дошкольного возраста »
( Картотека экспериментов )
Воспитатель Румянцева Л. С.
Пояснительная записка.
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию . Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума , знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия. Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем.
Актуальность.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику) .
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста .
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность .
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование , как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям . В дошкольном возрасте он – ведущий , а в первые три года – практически единственный способ познания мира . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается .
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность , появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования .
Цели и задачи:
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание .
Цели:
• Развитие у детей познавательной активности , любознательности, стремления к самостоятельному познанию .
• Развитие словаря
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные , моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи :
• Развивать экспериментальную деятельность ;
• Развивать речь детей ;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание , мышление, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Игры-эксперименты в детском саду. Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ
Наталья Климакина
Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Помимо НОД воспитателями планируется образовательная деятельность в режиме дня (в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов ).
Особое внимание при этом следует обратить на приоритетное решение таких задач и реализацию содержания тех образовательных областей, которые в процессе организации НОД не были представлены в полном объеме. Такой является экспериментальная деятельность. Опыты и эксперименты , представленные в образовательной программе не в состоянии охватить весь объём материала, который необходим для полного изучения данной темы. Эксперименты в детских садах проводятся редко. Некоторые эксперименты носят созерцательный характер. Проводимые эксперименты, зачастую, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы. Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, математикой, развитием речи, трудом. Поэтому занятия по экспериментированию в режиме дня являются дополнением к основным занятиям в образовательной программе.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта , в то время как получение знаний способствует развитию речи.
Экспериментирование и изобразительная деятельность. Чем лучше ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Экспериментирование и формирование элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Классификация опытов и экспериментов в режиме дня :
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: 1. По характеру объектов,используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты , объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов :
В групповой комнате
На участке
3.По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
4.По причине их проведения:
Случайные (случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что то интересное в природе, в уголке природы или на участке)
Запланированные (заранее готовятся воспитателем)
Поставленные в ответ на вопрос ребенка (выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину,проведя несложное наблюдение: «Давай посмотрим, сможешь ли ты перемещаться с закрытыми глазами» )
5.По характеру включения в педагогический процесс:
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
6.По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные
Циклические
8.
Опыты для детей в детском саду в картинках поэтапно. Как подготовиться к опытам
Как и всякое практическое занятие, опыты нуждаются в тщательной подготовке, где бы они ни проходили – в садике, на улице или в домашней обстановке. Первым и главным условием проведения различных экспериментов вместе с детьми является техника безопасности. Взрослые должны помнить, что:
- нельзя позволять детям проводить опыты самостоятельно, без присутствия родителей или педагогов;
- не стоит позволять ребенку трогать без позволения любой предмет или вещества, которые были приготовлены для эксперимента;
- при проведении подобных занятий с детьми пользоваться опасными реагентами или веществами ни в коем случае нельзя;
- при необходимости дети должны быть одеты в специальную одежду и иметь средства защиты: фартуки, перчатки, защитные очки, маски, шапочки;
- помещение, в котором проводятся опыты с использованием химических веществ, должно хорошо проветриваться. Стол и другая мебель должны быть накрыты защитной тканью или пленкой;
- нельзя использовать пластиковую посуду или посуду, которая применяется для еды или хранения продуктов;
- не стоит проводить некоторые опыты и различные эксперименты с детьми в возрасте до трех лет;
- не нужно позволять детям баловаться во время проведения таких занятий – крутится, прыгать и бегать по помещению.
И помните, всему свое время. Поэтому при выборе опытов руководствуйтесь возрастом ребенка.
Еще несколько советов, которые пригодятся во время подготовки к экспериментальным занятиям с детьми.
- Заранее выберете время и место проведения опытов.
- Определитесь с тематикой – будут эти опыты связаны с показом взаимодействия сил природы, или рассказывать о физических законах. Не стоит слишком распыляться и пытаться за один раз объяснить ребенку, например, и о трех состояниях воды, и о том, как воздействуют воздушные потоки на разные предметы. Постарайтесь проводить тематические занятия.
- Начните с самых простых опытов, которые можно проводить с детьми в игровой форме и постепенно переходите к более сложным понятиям и экспериментам.
- Перед тем, как предложить детям что-то сделать самим, расскажите им о цели опыта и покажите им наглядно, как этот опыт должен проходить.
- Все необходимы для занятий предметы, посуду и вещества приготовьте заранее. Не забудьте о средствах защиты.
Как только все подготовите и объясните детям все правила безопасности во время таких занятий, можете приступать к опытам.
Волшебные эксперименты для детей. 6 простейших опытов для детей, граничащих с волшебством
Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь ловкость рук и безграничная фантазия. Все остальное за вас сделает наука.
ADME собрал для вас 6 элементарных научных экспериментов, которые непременно заставят ваших детей поверить в чудеса.
Опыт № 1
Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.
Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.
Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.
После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.
Разоблачение фокуса
Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно.
Заполните банку водой на 3/4, добавьте несколько капель жидкости для мытья посуды. Через несколько секунд добавьте краситель и блестки. Это поможет вам лучше увидеть торнадо. Закрываем емкость, раскручиваем по спирали и любуемся.
Разоблачение фокуса
Когда вы прокручиваете банку круговыми движениями, вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила — это сила внутри направляющего объекта или жидкости, такой как вода, по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.
Опыт № 3
Нам потребуются 5 маленьких стаканов, 1 стакан горячей воды, столовая ложка, шприц и любознательный сладкоежка. Skittles: 2 красных конфетки, 4 оранжевых, 6 желтых, 8 зеленых и 10 фиолетовых.
Наливаем в каждый стакан по 2 столовые ложки воды. Отсчитываем нужное количество конфеток и раскладываем по стаканам. Горячая вода поможет конфеткам быстрее раствориться. Если вы заметили, что конфеты растворяются плохо, поставьте стаканчик на 30 секунд в микроволновку. Потом даем жидкости остыть до комнатной температуры.
Шприцем или большой пипеткой заливаем цвета в небольшую баночку, начиная с самого густого и плотного (фиолетовый) и заканчивая наименее плотным (красным). Капать сироп нужно очень осторожно, иначе все перемешается. Сначала лучше капать на стенки баночки, чтобы сироп сам медленно стекал вниз. В итоге у вас получится радужное варенье из Skittles.
Разоблачение фокуса
Как вы уже догадались, все дело здесь в плотности сиропа. Чем он плотнее, тем он тяжелее и поэтому оседает вниз, в то время как менее плотный сироп «рвется» к поверхности.
Выдавите немного лимонного сока в стакан и, макая в него ватной палочкой, напишите свое секретное послание.
Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.
Разоблачение фокуса
Лимонный сок — это органическое вещество, которое способно окисляться (вступать в реакцию с кислородом). При нагревании он приобретает коричневый цвет и «горит» быстрее, чем бумага. Такой же эффект дают и апельсиновый сок, молоко, уксус, вино, мед и сок лука.
Опыт № 5
Нам потребуются мармеладные червячки, пищевая сода, уксус, разделочная доска, острый нож, два чистых стакана.
Разрежьте каждого червячка на 4 части. Нож лучше предварительно слегка смочить водой, чтобы мармелад не так сильно прилипал. Разведем в теплой воде 3 столовых ложки пищевой соды.
Потом кладем наших мини-червячков в раствор с содой и ждем 15 минут. Затем достаем их вилкой по одному и перекладываем в стакан с уксусом. Они сразу начинают «обрастать» пузырьками и, танцуя, «рваться» к поверхности.
Разоблачение фокуса
Когда вы помещаете в уксус смоченные в соде червячки, уксусная кислота вступает в реакцию с бикарбонатом (из пищевой соды). При этом на червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх. Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода. Для лучшего эффекта использовать за раз стоит около 4 червячков, чтобы они могли свободно «танцевать» в стакане.
Источник: https://sovremennayamama.ru/novosti/cvetnoe-moloko-opyt
Опыты для детей 3-4 лет в детском саду. Краткосрочный образовательный проект «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3–4 лет.
Ольга Клюжева
Краткосрочный образовательный проект «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3–4 лет.
Разработала Клюжева О. А. воспитатель 2017 г.
Название проекта-практики : « Маленькие экспериментаторы : опыты с водой »
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Китайская пословица
Направленность проекта – практическая , познавательная.
Возрастная категория детей – 3-4 лет
Количество участников: до 12 человек
Количество часов: 6 часов
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Время занятий -15 минут.
Цель проекта :Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире,
О изменениях воды при различных погодных условиях.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей 2-ой младшей группы (дети 3,5 – 4,5 лет) о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
2. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности .
3. Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
4. Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.
5. Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
Краткая характеристика данного практикума:
Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой . Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов.
Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.
Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие . Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей .
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»
Список литературы:
Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.
Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. —Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л. К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч , 1997. — № 2.
Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство» . — СПб.
Опыты с детьми на улице. Опы. «Чай с горкой»
Если очень голоден, можно положить себе гарнир или, чего уж греха таить, десерт с горкой. Но получится ли сделать то же самое с напитком — вопрос, на который мы и хотим ответить.
Что делать. Нальем в стакан любую жидкость до краев. А теперь бросим туда монетку — по закону Архимеда объем вытесненной воды равен объему погруженного тела. То есть у нас должна была вылиться вода объемом с монетку, но этого не произошло.
Подкиньте еще несколько монет по одной до тех пор, пока над стаканом не появится горка из чая. Полюбуйтесь — это же чай с горкой!
Почему так. Горка появилась из-за поверхностного натяжения воды — она есть у всех видов жидкости: чая, кофе, молока. Поверхностное натяжение — это невидимая пленка, которая образуется из молекул на границе жидкости и воздуха.
Это те же самые молекулы чая, что и внутри нашей чашки, но сцеплены они более плотно — вот поверхность и сжимается. Именно поэтому горка жидкости держится и не выливается сразу.
Добивка опыта. В какой-то момент «терпение» воды иссякнет, и она все-таки польется через край. Проследите за этим внимательно — из-за того же поверхностного натяжения вода стекает ручейком и выливается не только с горки, но и из самого стакана — то есть была горка, а стала ямка. У кого-то молоко убежало, а у кого-то вода уползла.
А если не хочется выходить на улицу — проведите тот же эксперимент дома. Еще больше опытов собрали для вас в бесплатном PDF-файле. Скачивайте и проводите каникулы с пользой!