Улучшайте свою дикцию с 200 скороговорками: практика для всех возрастов
- Улучшайте свою дикцию с 200 скороговорками: практика для всех возрастов
- Связанные вопросы и ответы
- Почему скороговорки считаются эффективным методом для развития дикции
- Какие основные навыки тренирует практика скороговорок
- Можут ли скороговорки помочь взрослым улучшить свою речь
- Как часто нужно практиковаться с скороговорками для видимого прогресса
- Какие существуют возрастные особенности работы со скороговорками
- Может ли чрезмерное использование скороговорок навредить дикции
- Как правильно произносить сложные скороговорки, чтобы избежать ошибок
- Влияют ли скороговорки на развитие памяти и внимания
- Какие дополнительные упражнения можно сочетать со скороговорками для лучшего результата
Улучшайте свою дикцию с 200 скороговорками: практика для всех возрастов
Простые скороговорки – это точка старта в улучшении дикции для взрослых, аналогичная тренировке перед марафоном. Они позволяют нам привыкнуть к интонациям, ритму и скорости речи. Это, как начинать обучение музыке с основных нот и аккордов. Мы создаем надежный фундамент, на котором можно строить более сложные речевые навыки.
Примеры простых скороговорок для начала
- Скоро весна, ведь весна скоро! – Эта скороговорка предлагает отработать четкое и быстрое произношение “с” и “в”, создавая мелодичный ритм в словах.
- Три тучки, тученьки три, три тучки-сестрички. – Этот пример учит нас справляться с буквами “т” и “ч”, а также обучает речь находить равновесие между скоростью и четкостью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – Эта скороговорка позволяет отработать произношение “ш” и “с”, а также контроль над артикуляцией.
- Светлые свечи сверкали в сумерках. – Эта скороговорка помогает отработать звук “с” и “в” и развивает навык правильной артикуляции.
- По двору дворовая собака дрова дровами давала. – Здесь мы имеем дело с повторяющимися “д” и “в”, что способствует развитию четкости и произношению.
- Красная коробка с крошками картошки. – Эта скороговорка учит нас контролировать звук “к” и различать “с” и “ш” в словах.
- Трое тараканов тащили тяжелый тюк травы. – Здесь важно правильное произношение “т” и “тяж”, что требует хорошей дикции.
- Семь сорок сорок. – Это упражнение, которое обучает произношению “с” и повторяющемуся звуку “р”.
- Папа Карло клал картошку в карманы. – Эта скороговорка предлагает практику букв “к” и “л”, а также учит управлять скоростью произношения.
- Синий сапог с сиренью, сирень с синим сапогом. – Здесь фокус на созвучных “с” и “с”, что требует точности и четкости.
- Злой заяц за глаза зайчиху зацеловал. – Эта скороговорка помогает сосредоточить внимание на произношении “з” и развивает четкость.
- Мама мыла раму и рыжий рюкзак. – Здесь у нас есть буквы “м”, “р”, и “рж”, которые требуют правильного артикуляции и ритма.
- Гриша грыз гречку, гречку грыз Гриша. – Эта скороговорка развивает навык произношения “г”, “ж” и “к”, а также помогает контролировать скорость речи.
Связанные вопросы и ответы:
1. Как скороговорки помогают улучшить дикцию
Скороговорки являются эффективным инструментом для улучшения дикции, так как они требуют четкого и точного произношения слов и звуков. Регулярное их произнесение помогает укрепить мышцы артикуляции, улучшить координацию речевого аппарата и развить правильное дыхание. Кроме того, скороговорки помогают расширить словарный запас и улучшить выразительность речи. Они также способствуют развитию навыков слушания и внимания, что важно для правильного восприятия и воспроизведения звуков. Благодаря повторению скороговорок человек может постепенно освободиться от речевых ошибок и tнуть более высокий уровень речевого мастерства.
2. Как правильно практиковаться в произнесении скороговорок
Для эффективной практики скороговорок важно начинать с медленного произнесения, увеличивая скорость. Сначала стоит разобрать скороговорку на отдельные слова или фразы, тщательно проработывая каждое из них. Затем можно переходить к целому предложению, стараясь сохранить четкость и точность произношения. Важно также обратить внимание на дыхание — глубокий вдох перед началом и равномерное выделение воздуха помогут сохранить устойчивость тембра и ясность звучания. Практиковаться лучше перед зеркалом, наблюдая за движениями губ и рта, чтобы убедиться в правильности артикуляции.
3. Могут ли скороговорки быть полезными для взрослых
Скороговорки полезны не только для детей, но и для взрослых. Они помогают поддерживать и улучшать речевые навыки, предотвращая их ухудшение. Для взрослых скороговорки могут стать отличным способом расслабиться и снять стресс, так как их произнесение часто сопровождается положительными эмоциями. Кроме того, они могут быть полезны для людей, изучающих иностранные языки, так как помогают освоить правильное произношение и интонацию. Регулярная практика скороговорок также способствует улучшению памяти и внимания, что важно для взрослых, которые хотят оставаться умственно активными.
4. Какие виды скороговорок существуют и чем они отличаются
Скороговорки можно классифицировать по нескольким критериям. Во-первых, они могут быть разделены на лингвистические, где основное внимание уделяется правильному произношению определенных звуков или сочетаний, и творческие, которые предназначены для развития фантазии и выразительности. Также существуют скороговорки, основанные на ритме и рифме, которые помогают развивать чувство музыкальности и пластичности речи. Некоторые скороговорки построены на игре слов и каламбурах, что делает их особенно полезными для развития навыков словообразования и лексики. Каждый вид скороговорок имеет свои особенности и направлен на развитие конкретных аспектов речевой деятельности.
5. Как проверить, насколько эффективно работают скороговорки для улучшения дикции
Эффективность скороговорок можно проверить несколькими способами. Во-первых, можно записывать выступления до и после регулярной практики, сравнивая качество произношения, четкость звуков и общую выразительность речи. Во-вторых, можно работать с логопедом или преподавателем, который сможет оценить прогресс и дать рекомендации. В-третьих, можно наблюдать за изменениями в повседневной речи — если становится легче и приятнее общаться, если слова звучат более четко и уверенно, это значит, что скороговорки дают положительный результат. Также можно проводить небольшие тесты, например, читая тексты или разговаривая на различные темы, чтобы убедиться в улучшении речевых навыков.
6. Могут ли скороговорки быть использованы для изучения иностранного языка
Да, скороговорки являются отличным инструментом для изучения иностранного языка. Они помогают освоить правильное произношение, интонацию и ритм речи, что особенно важно для понимания иностранного языка на слух. Практикуя скороговорки на иностранном языке, можно лучше запомнить новые слова и выражения, а также развить навыки устной речи. Кроме того, скороговорки часто содержат игру слов и каламбуры, которые помогают глубже понять культуру и особенности языка. Регулярное произнесение скороговорок на иностранном языке способствует формированию устойчивых речевых привычек и уверенности в общении.
7. Можно ли использовать скороговорки для профилактики речевых ошибок
Да, скороговорки являются отличным средством для профилактики речевых ошибок. Регулярная практика помогает укрепить правильные речевые привычки и предотвратить появление ошибок. Скороговорки, содержащие сложные сочетания звуков или необычные комбинации слов, заставляют человека внимательно относиться к произнесению каждого звука, что способствует развитию точности и аккуратности в речи. Кроме того, скороговорки помогают развивать осознанное отношение к речи, что важно для предотвращения ошибок и их устранения. Таким образом, они являются полезным инструментом как для детей, так и для взрослых, которые хотят сохранить и улучшить качество своей речи.
8. Какую роль играет смех и положительные эмоции в работе со скороговорками
Смех и положительные эмоции играют важную роль в работе со скороговорками. Они создают расслабленную и приятную атмосферу, что делает процесс обучения более эффективным и приятным. Когда человек с удовольствием произносит скороговорки, он более охотно возвращается к практике, что способствует регулярности и устойчивости в развитии речевых навыков. Положительные эмоции также помогают снять стресс и нервозность, что особенно важно для тех, кто чувствует себя неуверенно в своей речи. Смех способствует расслаблению речевого аппарата, что делает артикуяцию более свободной и естественной. Таким образом, сочетание смеха и практики скороговорок создает идеальные условия для развития дикции и общего речевого мастерства.
Почему скороговорки считаются эффективным методом для развития дикции
Скороговорки улучшают дикцию и поднимают настроение.
Русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль дал такое определение скороговорки: «…частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Современные практикующие логопеды различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Чистоговорка не требует быстрого произношения, но ее надо произносить правильно и осознанно.
Слово "скороговорка" состоит из двух слов – "скоро" (в значении "быстро") и "говорит". Многие языки имеют свои скороговорки для тренировки дикции, произношения одного звука или нескольких похожих. Это фразы с преднамеренно усложненной артикуляцией. С эти малым поэтическим жанром фольклорного происхождения знакомят детей с раннего возраста с целью тренировки дикции и исправления дефектов речи. И педагоги и родители используют их как особый эффективный метод развития артикуляционного аппарата. Для каждого звука есть свои скороговорки.
Даже в учебную программу младших классов включено изучение скороговорок.Благо, что их огромное количество и практически на все буквы. Наибольшую популярность имеют исконно русские скороговорки (они близки нам по смыслу и по духу).
Как и другие жанры, скороговорки также явились источником и "вдохновителем" литературных текстов. Так появился жанр литературных скороговорок. Многим известны произведения детских поэтов, выполняющие роль "тренажеров" для развития артикуляции. Например стихотворения Даниила Хармса "Иван Торопышкин", Елены Благининой "Простокваша", "У Вари…", "Над сугробом — синь-синь…", Валентины Берестовой "Велосипедист", Марины Бородицкой "Птичьи скороговорки" и других авторов.
Вы сами можете оценить всю прелесть, юмористичность и полезность этих литературных произведений:
***
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
***
Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!”
***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Вспоминается пример увлечения скороговорками в среде старшеклассников 70-х годов прошлого столетия. Многие щеголяли таким выражением: "Я человек фильтикультяпистый, могу фильтикультяпнуть да выфильтикультяпнуть".
В эту же пору, изучая в институте зарубежную литературу, я открыла для себя чудесную фразу, также требующую умения быстро и безошибочно произнести: "Роман Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" (не каждому студенту удавалось сказать это без ошибки!). Вкупе с цитированием самого произведения это приносило не только хорошие оценки, но и повышало самооценку.
Уверена, что развитие четкой дикции необходимо не только словесникам, а абсолютно всем людям в независимости от возраста или сферы деятельности! Ведь четкая и понятная речь напрямую влияет на то, как нас воспринимают окружающие люди.
Бытовали в стародавние времена и доныне живут интересные, незамысловатые и совсем не трудные скороговорки, употребление которых к месту: в нужное время , в нужном месте, в подходящей компании. Это может свидетельствовать о находчивости, умении "блеснуть" эрудицией. Например:
- На мели мы лениво налима ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
- Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
Привлекательность скороговорок ощущается и в современном обществе. На просторах интернета и в телевизионных передачах встречаются множественные примеры появления новых скороговорок для взрослых:
- Оксана из ниссана в сауну, Сусана из сауны в ниссан.
- Солист «Хай-Фай» нашёл вай-фай на Хайнань.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал…
- Менеджер менеджериху менеджировал, менеджировал, и таки выменеджировал.
- Одет сисадмин не по-сисадминовски, надо сисадмина пересисадминировать, перевысисадминировать.
Какие основные навыки тренирует практика скороговорок
Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».
Порядок работы
Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:
- Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
***
Ткет ткач ткани на платки Тане.
***
Маша под душем моет шею и уши.
***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
***
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;
***
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
***
С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
***
У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
***
Поля пошла полоть петрушку в поле.
***
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
***
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
***
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
***
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Можут ли скороговорки помочь взрослым улучшить свою речь
Дикция важна не только для озвучания, но и для повседневного вашего общения. Гораздо приятней общаться с человеком, который четко проговаривает все слова и не съедает окончания.
Ниже будет дан список из 200 скороговорок, которые помогут улучшить вашу дикцию.
Голос - инструмент. А любым инструментом нужно уметь пользоваться.
Советы:
Сначала постарайтесь хотя бы раз в день читать в слух весь список
После первого прочтения выберите несколько самых сложных для вас скороговорок и запишите себя на диктофон для оценки прогресса.
Выучите выбранные скороговорки и тренируйтесь проговаривать их четко и без запинки.
Для лучшего произношения сначала старайтесь читать медленно, проговаривая каждую букву в словах.
В процессе так же можно записываться на диктофон для поиска проблемных мест
По достижении приемлемого для вас результата запишите еще раз на диктофон выбранные скороговорки и сравните результат с первой записью
Для меня самые трудные были про волхвов, шишки, подпрапорщицу и Сашу, который нашел саше. Сейчас я проговариваю их без запинки.
Итак, список из 200 скороговорок
Интервьюер интервента интервьюировал.
Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах--шарах-широни.
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
Пакет под попкорн.
Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
В Каннах львы только ленивым венки не вили.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Как часто нужно практиковаться с скороговорками для видимого прогресса
Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.
Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.
Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.
Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать разочарование или отвращение к подобным занятиям. Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.
В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:
- Способствует формированию общеречевых навыков и умений за счёт артикуляционного праксиса и артикулярной моторики.
- Помогает совершенствованию орфоэпии речи за счёт коррекции произношения звуков на таких этапах, как дифференциация и автоматизация звуков.
- Исправляет дефекты, присутствующие в слоговой структуре и процессах звуконаполняемости слов.
- Обогащает и актуализирует словарь.
- Развивает память, внимание и восприятие звуков на слух.
- Развивает фонематические процессы.
- Выполняет профилактическую функцию при наличии нарушений произношения отдельных звуков, письма и чтения у дошкольников.
- Способствует приобщению детей к русской культуре, знакомит с её истоками.
Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:
- Моторная дислалия (функциональная/механическая);
- Стёртые формы дизартрии;
- Нарушения в звукопроизношении, связанные с возрастными изменениями.
Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.
- Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
- Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
- Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.
Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.
Какие существуют возрастные особенности работы со скороговорками
Рекомендации учителя-логопеда по работе со скороговорками
Рекомендации учителя-логопеда по работе со скороговорками
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Зарегистрируйтесь до 30 апреля и получите бесплатный доступ навсегда
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Скороговорка, как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Термин «скороговорка» в разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова даётся определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Как работать над ними?
ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок. Подбирайте скороговорку интересную, с забавным сюжетом. Не используйте скороговорки, если у ребёнка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Каждому звуку – своя скороговорка. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определённые навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. В процессе усовершенствования дикции ребёнка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми возникают трудности или проблемы.
МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ УПРАЖНЕНИЙ СО СКОРОГОВОРКАМИ:
— перед началом тренировок делаем артикуляционную гимнастику: «поцокать» язычком; вытянуть губы «трубочкой»; облизать губы; покусать язычок зубками; пошлёпать язычок губами и другие упражнения;
— придумывайте новые скороговорки читая сказку, стих или рассказ; предложите малышу выбирать определённые звуки и делать ударение на них, называя буквы нарочно быстро и громко;
— во время занятия ставьте цели, например, проговорить что-то без запинок три раза подряд; устраивайте соревнование на скорость и чёткость слов. И обязательно поощряйте за успехи!
СО СКОРОГОВОРКАМИ МОЖНО РАБОТАТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ
— взять в руки мяч, и ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
— проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
— проговорить скороговорку можно прохлопывая, оттопывая ритм ладошками.
— проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.
— с целью развития фонематического слуха, спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
— поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, с восклицательной интонацией, грустно и радостно, задумчиво, напевая разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актёрских способностей.
— пропеть скороговорку;
— произнести фразу на выдохе.
ПРАВИЛА ЗАУЧИВАНИЯ СКОРОГОВОРОК.
Прочитайте скороговорку медленно. Подумайте, о чём говорится в скороговорке. Покажите иллюстрации. Объясните значение сложных слов. Проговорите скороговорку медленно вслух, постарайтесь запомнить её. Проговорите скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее. Произнесите скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
СКОРОГОВОРКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Сразу отрабатывать с ребёнком сложные скороговорки не стоит. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.
Главное – не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой у вас и ребёнка.
Скороговорки – эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.
Ежедневные занятия с ними помогут вашему ребёнку почувствовать себя более свободно, не закомплексованно, а общение принесёт и вам немало радости.
Будьте уверены – вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!
Вся информация взята из открытых источников.Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Может ли чрезмерное использование скороговорок навредить дикции
- Сначала скороговорку стоит произнести медленно, четко. Ребенку рекомендуется разбить скороговорку на слоги. Когда будет получаться правильно произнести скороговорку в умеренном темпе, можно переходить к следующему этапу.
- Потренируйтесь произносить скороговорку громким шепотом, активно артикулируя.
- Потренируйтесь произносить скороговорку разными интонациями: вопросительно, восклицательно и т.д.
- Попробуйте пропеть скороговорку.
- Поиграйте со скоростью произнесения скороговорки. Постепенно наращивайте темп.
Скороговорки
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
- Белые бараны били в барабаны.
- Водовоз вез воду из водопровода.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
- Три сороки тараторки тараторили и трещали на горке.
- Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
- Около кола колокола.
- Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
- Дятел сидел на ёлке и долбил щепки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры. - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.
- Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
- Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Как правильно произносить сложные скороговорки, чтобы избежать ошибок
Скороговорки — это не просто забавные языковые упражнения ! Они — мощный инструмент для развития речи , памяти , концентрации и даже самооценки , особенно для детей , которые сталкиваются с трудностями в произношении определенных звуков. Давайте разберемся подробнее , как эти короткие , ритмичные фразы могут положительно влиять на наш мозг и речь.
Навигация по разделам доступна по ссылке ниже:
️ Чем полезны скороговорки для мозга?
Часто дети с нарушениями речи сталкиваются с трудностями в правильном произношении определенных звуков. ️ Для преодоления таких сложностей используются скороговорки – своеобразная языковая гимнастика, которая помогает развивать моторику артикуляционного аппарата и улучшать дикцию.
Как же работают скороговорки? Они представляют собой короткие фразы с повторяющимися звуками и сложными сочетаниями, которые заставляют язык, губы и челюсть работать интенсивнее. Постоянное повторение скороговорок тренирует мышцы артикуляционного аппарата, делая их более гибкими и послушными.
Помимо улучшения дикции, скороговорки оказывают положительное влияние на развитие мозга в целом:
✅ Улучшают память и внимание: Запоминание и четкое произнесение скороговорок требует концентрации и внимания.
✅ Развивают фонематический слух: Различение и правильное воспроизведение звуков способствует развитию фонематического слуха, который необходим для правильного восприятия и понимания речи.
✅ Стимулируют речевую активность: Регулярное использование скороговорок стимулирует речевую активность, делает речь более плавной и выразительной. ️
✅ Повышают уверенность в себе: Успешное произнесение сложных скороговорок повышает самооценку ребенка и его уверенность в собственных силах.
✅ Развивают мелкую моторику: Работа артикуляционного аппарата тесно связана с мелкой моторикой рук. ️ Поэтому скороговорки способствуют развитию координации движений и мелкой моторики в целом.
Таким образом, скороговорки – это не просто забавная игра, а полезное упражнение, которое помогает детям с нарушениями речи преодолеть трудности, а также способствует развитию важных когнитивных функций и улучшению речи в целом. Используйте скороговорки в играх с детьми, и вы увидите, как они помогают им развиваться и становиться более уверенными в себе!
Влияют ли скороговорки на развитие памяти и внимания
1. Разминка
Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.
Пример:
- Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
- Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
- С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
- Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
- Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
- Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
- Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).
2. Произношение отдельных звуков
- Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
- Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
- Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
- Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
- Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).
3. Постановка дыхания
- Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
- Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы. Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
- Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую. 5 повторений с каждой ноздрей.
- Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
- Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.
4. Скороговорки
Существуют два типа скороговорок:
- для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
- для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).
Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.
Вот еще несколько скороговорок для вашей практики:
- Волчок великий витает во влажном воздухе.
- Шумный шорох шелестит в сосновом лесу.
- Голуби грустно грудятся на голубом голубе.
Какие дополнительные упражнения можно сочетать со скороговорками для лучшего результата
Скороговорки — это особенные фразы, сотканные из сложных звуковых комбинаций, которые бросают вызов нашему умению произносить слова быстро и четко. Эти лингвистические игры имеют глубокие корни в русской культуре, превращаясь в популярный малый жанр фольклора. Легенды старой Руси рассказывают о том, как во время народных гуляний, молодёжь и взрослые увлечённо соревновались в мастерстве скороговорок, украшая вечер весёлыми посиделками.
В современном мире скороговорки не теряют своей актуальности. Профессиональные актёры, ведущие новостных программ, радио-диджеи и даже политики активно используют их в своей рутине. Ведь скороговорки служат отличным инструментом для тренировки дикции и улучшения голосовых навыков. С их помощью можно эффективно бороться с косноязычием, исправлять дефекты речи и развивать правильное произношение.
При тренировке скороговорок важно начинать с умеренного темпа. Например, выберите такую скороговорку, как: «На дворе трава, на траве дрова», и сначала произносите её медленно, тщательно артикулируя каждый звук. Постепенно увеличивайте скорость произношения, стремясь к идеальной чёткости. Со временем можно переходить к более сложным примерам: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
Скороговорки подразделяются по различным критериям: сложности, длине, специфике для дикции, скорости, народности и другим признакам. Для улучшения вашей речи важно подбирать скороговорки в соответствии с вашими фонетическими потребностями. Например, если у вас возникают сложности с произношением звука «р», подойдут такие фразы, как: «Работал рыбак в рыбацкой рубахе».
Тренировка произношения скороговорок является не только полезной, но и увлекательной. Превратив её в ежедневный ритуал, вы не только развиваете свои речевые и переговорные навыки, но и открываете для себя целый мир увлекательного фольклора. С каждым произнесённым звуком, с каждой особо сложной фразой, вы приближаетесь к идеальной дикции и уверенности в своём голосе.