Новое время

Полезная информация обо всём

Воспламенение воды: простой химический опыт для детей

01.11.2024 в 12:04
Содержание
  1. Воспламенение воды: простой химический опыт для детей
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие химические вещества можно использовать для проведения простых химических опытов для детей
  4. Как можно обеспечить безопасность детей во время проведения химических опытов
  5. Какие простые химические опыты можно провести в домашних условиях
  6. Какие простые химические опыты можно провести с помощью повседневных предметов
  7. Какие простые химические опыты можно провести с помощью пищевых продуктов
  8. Какие простые химические опыты можно провести с помощью химических реагентов
  9. Какие простые химические опыты можно провести с помощью химических реакций

Воспламенение воды: простой химический опыт для детей

Как вы уже поняли, нам потребуется вода, грелка(химическая, если поискать, то купить не составит труда), немного поваренной соли и цинкового порошка(http://zincdust.ru/products/4p16/ продается здесь и еще дохрена где) Химическую грелку нужно аккуратно вскрыть. Внутри вы найдёте пакет с водой и пакет аммиачной селитры. Возьмите нитрат аммония — он выглядит, как маленькие белые шарики, — и разотрите в порошок. После этого добавьте к нему полграмма поваренной соли и несколько граммов цинкового порошка. Смешайте всё вместе, только удостоверьтесь, что даже капли вашего пота в смесь не попадёт(axe*). Это важно: будьте очень, очень осторожны и ни в коем случае не допускайте попадания в смесь влаги.Теперь отнеси эту кашу туда, где причинить большой ущерб не получится — куда-нибудь, где достаточно ветра и нечему гореть. Заплетите волосы, если они длинные, отпростите и заплетите если не длинные, и наденьте очки. В кучке порошка сделайте небольшую ямку и капните туда воды. Подчёркиваем — капните.КАПНИТЕ!!! Одну каплю, не больше.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое простые химические опыты для детей

Простые химические опыты для детей - это научно-познавательные занятия, которые можно провести в домашних условиях или в школьной лаборатории. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать детей наукой и показать, что химические реакции могут быть интересными и увлекательными.

Вопрос 2: Какие химические опыты можно провести с детьми в домашних условиях

Существует множество простых химических опытов, которые можно провести в домашних условиях. Например, можно смешать разные химические вещества и наблюдать за изменением их цвета, состояния или свойств. Также можно провести опыты с водным льдом, растворами и химическими реагентами.

Вопрос 3: Какие химические опыты можно провести в школьной лаборатории

В школьной лаборатории можно провести более сложные химические опыты, которые требуют специального оборудования и защитных средств. Например, можно провести опыты с реакцией металлов с кислотами, сплавлением металлов, исследованием свойств различных веществ и т.д.

Вопрос 4: Какие химические вещества можно использовать для проведения опытов с детьми

При проведении химических опытов с детьми следует использовать только безопасные химические вещества, которые не могут вызвать у детей аллергических реакций или других негативных последствий. Например, можно использовать разные виды пищевых красителей, соды, уксуса, соли, сахара и т.д.

Вопрос 5: Как можно продемонстрировать детей химические реакции

Для демонстрации химических реакций можно использовать различные методы. Например, можно смешать разные химические вещества и показать, как они реагируют друг с другом. Также можно использовать специальные химические реагенты, которые меняют цвет при реакции с другими веществами.

Вопрос 6: Как можно заинтересовать детей наукой

Для того, чтобы заинтересовать детей наукой, можно проводить интересные и увлекательные опыты, которые демонстрируют различные химические реакции. Также можно рассказывать интересные истории о великих ученых и их открытиях, проводить соревнования и конкурсы, которые могут стимулировать интерес к науке.

Вопрос 7: Какие правила следует соблюдать при проведении химических опытов с детьми

При проведении химических опытов с детьми следует соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить безопасность и здоровье детей. Например, необходимо использовать только безопасные химические вещества, соблюдать правила экспериментальной техники, использовать защитные средства, такие как перчатки и очки, и т.д. Также следует следить за тем, чтобы дети не пробовали химические вещества на вкус или не наносили их на кожу.

Какие химические вещества можно использовать для проведения простых химических опытов для детей

В условиях самоизоляции самое время заняться чем-нибудь необычным и интересным вместе с детьми! Например, домашними химическими опытами. Пользу такого совместного времяпрепровождения трудно переоценить: дети под надзором, не крушат всё вокруг, да и время проходит весело, незаметно, а главное — полезно. Ребёнок (даже дошкольник) на личном примере убедится в том, как удивительна химия, и сможет пополнить свою копилку знаний.

Какие химические вещества можно использовать для проведения простых химических опытов для детей. Химичим с детьми: 10 незабываемых домашних опытов

Опыт №1: Завораживающая пена

Оказывается, если смешать марганцовку (перманганат калия) и перекись водорода (пероксид водорода), то получится удивительное «нечто»: большое количество плотной пены, которое будет выползать из ёмкости стремительно, подобно огромной танцующей кобре.

Лучше всего проводить такой опыт во дворе частного дома, либо максимально сократив количество компонентов. Достаточно смешать в одной ёмкости четверть стакана воды, щепотку марганцовки (чтобы вода приобрела характерный насыщенный пурпурный цвет), средство для мытья посуды (около одной чайной ложки), перемешать и добавить в смесь перекись водорода.

Суть опыта: перманганат калия и перекись водорода вступают в бурную реакцию. Из смеси начинает выделяться небольшой дым (образовавшийся кислород) и бурый осадок (оксид марганца).

Опыт №2: Лава-лампа

Из малого количества ингредиентов, которые наверняка есть дома у каждого под рукой, можно сделать завораживающую вещицу. Потребуются только вода, стакан любого растительного масла, пищевой краситель, соль и красивая банка, которая и будет основой для лавовой лампы.

Надо залить банку водой на 2/3, смешать масло с пищевым красителем (особенно красиво смотрятся неоновые оттенки — красные, салатовые, кобальтово-синие) и влить его в воду. После этого медленно всыпать в жидкость чайную ложку соли (лучше мелкой йодированной).

Как можно обеспечить безопасность детей во время проведения химических опытов

Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах техники безопасности на уроках химии при выполнении химического эксперимента; продолжить работу по развитию стойкого интереса к изучаемой науке.

1. Проводя лабораторные опыты по изучению физических явлений, один из учащихся нагрел докрасна стеклянную трубку, положил ее на кафельную плитку и приступил к следующему эксперименту. Какие нарушения требований безопасности он допустил? Каковы возможные последствия этих нарушений?

(Оставил без присмотра нагретый стеклянный предмет, взявшись за который можно получить сильный термический ожог, так как практически невозможно заметить, что трубка нагрета. Нагретая стеклянная трубка на холодной кафельной плитке может лопнуть с образованием мелких, плохо различимых осколков. От этого в последствии можно получить порезы).

2. Во время практического занятия по изучению приемов обращения со спиртовкой произошла вспышка паров спирта внутри ее корпуса, фитиль с оправкой выбросило наружу, спирт разлился и загорелся на поверхности стола. Что должен делать учащийся в этой ситуации? Как следует поступить его соседям?

(Немедленно сообщить о происшедшем учителю или лаборанту, а затем убрать от очага возгорания легковоспламеняющиеся предметы. Соседи должны освободить проход для учителя или лаборанта. Самому учащемуся для тушения пожара предпринимать ничего не следует).

3. При получении водорода взаимодействием раствора соляной кислоты с цинком в результате неосторожных действий учащегося пробирка упала на стол и разбилась. Как должен поступить учащийся?

(Осмотреться, не попали ли в глаза и на кожу брызги кислоты. Если это случилось, в первую очередь промыть глаза водой и стряхнуть капли с кожи. Затем поступить в соответствии с указаниями учителя. Если кислота на тело не попала, отставить от места ее розлива находящиеся на столе предметы и сообщить о случившемся учителю или лаборанту).

4. Во время решения экспериментальной задачи на руку учащегося попала капля концентрированной серной кислоты. Как ему следует поступить?

(Немедленно стряхнуть каплю, но так, чтобы не забрызгать окружающих, и начать промывать пораженное место проточной водой. Сообщить учителю о происшедшем).

5. Какое значение с точки зрения техники безопасности химического эксперимента имеет рекомендация немедленно закрыть конец газоотводной трубки кусочком мокрой ваты после снятия с нее пробирки с аммиаком?

(Газообразный аммиак очень хорошо растворяется в воде и поэтому во влаге слизистых оболочек и слезной жидкости глаз образует щелочь, которая разрушающе действует на белок. Поэтому нельзя допускать наличия аммиака в атмосфере учебных помещений. Если же газоотводную трубку закрыть мокрой ватой, весь аммиак будет ею поглощен).

6. Что может произойти, если в опытах по разложению гидрокарбоната натрия и получению аммиака пробирку со смесью укрепить не так, как рекомендовано, а с уклоном в сторону дна?

(Капли воды стекут на нагретый участок, и пробирка лопнет).

7. Учащийся на практическом занятии самовольно смешал находящиеся на лабораторном столе вещества. Какие опасные сочетания возможны при этом и каковы могут быть последствия такого «эксперимента»? На столе среди прочих веществ находились глицерин, перманганат калия, сульфид железа, соляная кислота.

(Капля глицерина, попавшая на перманганат калия, вызывает вспышку смеси. Сульфид железа (II) с соляной кислотой образует ядовитый сероводород, а перманганат калия с соляной кислотой помимо других продуктов – газообразный хлор).

8. С помощью оксида углерода (IV) можно погасить пламя. Почему углекислотные огнетушители не рекомендуется применять для этой цели в закрытых помещениях? (В этом случае резко снижается объемная доля кислорода в воздухе и люди могут задохнуться). Какие серьезные травмы возможны при похищении из кабинета химии различных реактивов?

(Среди реактивов есть такие, которые обладают высокой токсичностью, поэтому обращение с ними может вызвать смертельные отравления. Кроме того, многие вещества пожароопасные. Таким образом, похититель подвергает опасности не только себя, но и окружающих).

9. Как должен поступить учащийся, если, по его мнению, при выполнении лабораторного опыта или решении экспериментальных задач его сосед по столу допускает неправильные действия?

(Попросить соседа на время прекратить выполнение эксперимента и обратиться за разъяснениями к учителю).

Литература:

  1. Семенов А.С. Безопасность труда в кабинетах химии / Практическое пособие для преподавателей химии ПТУ. – М.: Высш. шк., 1990.

Какие простые химические опыты можно провести в домашних условиях

Вызвать у ребенка интерес к науке не так сложно, как кажется. Химические опыты зачастую не требуют ни специальных приборов, ни реактивов, при этом они очень наглядны и эффектны. Особый интерес вызывают опыты с продуктами питания и привычными, хорошо знакомыми вещами.

Если вы позволите ребенку самому «провести эксперимент», можете быть уверены: ваш малыш запомнит это надолго. Однако в этом случае очень важно объяснить «юному химику», что все, что он видел – не «чудо», а результат научного опыта, который можно проводить только с участием взрослых.

1. Вулкан

Для опыта нужны:

  • вода;
  • сода – 2 столовые ложки;
  • краски;
  • жидкое моющее средство – 1 чайная ложка;
  • уксус (или лимонная кислота);
  • картон или плотная бумага;
  • скотч;
  • ножницы;
  • бутылка или банка с горлышком.

Подготовка

В банку засыпьте соду, краску красного или оранжевого цвета, средство для мытья посуды и долейте теплую воду. Раствор должен быть насыщенным.

Сделайте из бумаги конус с помощью скотча.

Отрежьте верхушку и поставьте конус – он будет играть роль вулкана – на бутылку.

А теперь попросите ребенка через жерло вулкана (отверстие в бумажном конусе) осторожно налить в бутылку уксус.

Что должно получиться

Из «жерла вулкана» польется «лава» – шипящая плотная красная пена.

Как это работает?

Пена образуется из-за взаимодействия щелочи (соды) и кислоты (уксуса). Это так называемая реакция нейтрализации.

Особенности проведения опыта

При взаимодействии уксуса и соды пена образуется очень быстро. Чтобы замедлить процесс, в воду добавляют немного жидкого моющего средства. Это необязательно, но с ним «лава» не стремительно выплескивается, а вытекает. Это выглядит более зрелищно.

Для большей безопасности уксус можно заменить разведенной в воде лимонной кислотой.

Конус, играющий роль вулкана, можно соответствующе раскрасить, слепить его из пластилина или фольги. Иногда этот опыт проводят с вулканом, сделанным из соды и воды. Для этого соду разбавляют водой и лепят из получившейся массы гору. Ей, конечно, нужно дать предварительно застыть. В этом случае гора тоже будет пениться и оплывать.

Для того чтобы не залить все вокруг, вулкан нужно установить на большом подносе.

2. Ракета

Для опыта нужны:

  • чайный пакетик;
  • зажигалка;
  • поднос.

Подготовка

Чайный пакетик надрезаем, высыпаем чай. Нужно придать пустому пакетику вытянутую форму — это же ракета! — и поставить на поднос.

Теперь с помощью зажигалки поджигаем пакетик.

Что должно получиться

После того как пакетик сгорит больше чем наполовину, он должен подняться в воздух – взлететь, как ракета.

Как это работает?

Во время сгорания выделяется тепло. Теплый воздух поднимается вверх. Когда масса пакетика сильно уменьшается, теплый поток поднимает его, поскольку пакетик сделан из очень легкого материала.

Особенности проведения опыта

Опыт очень интересный, но, конечно, пожароопасный. Пакетик может подняться достаточно далеко. Этот эксперимент рекомендуется показывать только ребенку, который –  вы уверены! – не будет его повторять один, без взрослых.

3. «Хрустальные» мыльные пузыри

Для этого опыта ничего, кроме набора для изготовления мыльных пузырей и морозной погоды, не нужно.

Выйдите с ребенком на улицу и начинайте выдувать мыльные пузыри.

Что должно получиться

На сильном морозе пузыри начинают замерзать практически на глазах у ребенка, превращаясь в красивый «хрустальный» шарик.

Как это работает?

Процесс замерзания мыльного пузыря — достаточно сложное физическое явление, углубляться в объяснение которого не стоит. Достаточно сказать, что мыльный пузырь очень тонкий, поэтому сразу превращается в лед. Можно объяснить ребенку, что чем тоньше поверхность, тем быстрее она замерзает: например, мелкая лужа быстро покрывается корочкой льда, а глубокая река — медленно.

Особенности проведения опыта

Если на улице нет сильного мороза, эксперимент можно повести таким образом: выдуть пузырь и осторожно смахнуть на него снежинку. От нее по пузырю быстро пройдет образование кристалликов. Это очень завораживающее зрелище.

Для того чтобы пузырь дольше не лопался, в раствор для приготовления мыльных пузырей можно добавить глицерин.

Какие простые химические опыты можно провести с помощью повседневных предметов

Воспламенение воды: простой химический опыт для детей 01

© Коллаж Кристины Савельевой

Химия и физика без сложных формул

Дома с детьми можно проводить разные несложные научные эксперименты. Но даже для простых экспериментов иногда нужны особые ингредиенты и приспособления, которые найдутся дома не у каждого.

Если любовь к науке проснулась у вас поздно вечером или в дождливый день, когда идти в магазин желания нет, используйте для экспериментов подручные средства. Собрали эксперименты, которые можно провести на кухне, используя самые обычные продукты.

Домашний индикатор кислотности

Настоящий pH-индикатор получится из краснокочанной капусты. Зачем он вам? С его помощью вы узнаете, как отличается уровень кислотности разных напитков, моющих средств и других веществ.

Нарежьте капусту на маленькие кусочки или измельчите ее в блендере. Залейте кипятком и оставьте на 15 минут. Затем процедите жидкость и разлейте ее по стаканам. Добавьте в стаканы другие вещества. Например, уксус, лимонный сок, разрыхлитель, соду. Цвет каждой смеси изменится в зависимости от кислотности добавленного ингредиента. Жидкость в стакане с уксусом будет розовой, а в стакане с содой — бирюзовой.

Неньютоновская жидкость

Неньютоновская жидкость — это вязкая масса. Но если быстро мять ее руками, она тут же затвердеет. Возьмите один стакан воды и полтора стакана крахмала и перемешайте до однородности руками. Лучше надеть старую футболку или фартук, потому что в процессе работы вы точно испачкаетесь. Медленно прикоснитесь к массе — она будет прилипать к пальцам. Затем быстро наберите ее рукой и сожмите — масса затвердеет.

Резиновое яйцо

За один вечер этот эксперимент не проведешь, но результат стоит потраченного времени.

Сварите яйцо вкрутую. Положите его в высокий стакан или банку и залейте уксусом так, чтобы он полностью покрывал яйцо. Вы заметите, что из яйца начнут выходить пузырьки. Его цвет постепенно изменится.

Спустя три дня достаньте яйцо и осторожно очистите его от скорлупы. Сожмите яйцо и уроните его на стол с небольшой высоты. Оно будет похоже на резиновый мячик!

Молочный клей

Конечно, для поделок проще использовать обычный клей. Зато благодаря самодельному клею вы покажете ребенку, как на молоко влияет добавление уксуса и соды.

Смешайте четверть стакана горячей воды и две столовые ложки сухого молока. Добавьте столовую ложку уксуса. Смесь разделится на жидкость и хлопья. Процедите ее и отожмите хлопья, чтобы убрать остатки жидкости.

Ложкой разомните хлопья. Добавьте к ним столовую ложку горячей воды и четверть чайной ложки соды. Размешайте до однородности. Клей готов! Хранить его нужно в холодильнике.

Горячий лед

Для него понадобится 250 миллилитров белого уксуса и одна столовая ложка соды. Налейте уксус в кастрюлю и постепенно насыпьте в него соду. Можно добавить ее и всю сразу, но тогда смесь начнет пениться и вытечет из кастрюли.

Поставьте кастрюлю на небольшой огонь и кипятите смесь. На это уйдет примерно час. Когда на стенках кастрюли появятся кристаллы, уберите их ложкой и отложите в отдельную миску. Перелейте жидкость в контейнер. Закройте его крышкой и остудите, поставив в большую миску, наполненную холодной водой.

В остывшую жидкость насыпьте кристаллы, которые вы ранее собрали со стенок кастрюли. В контейнере образуются большие кристаллы льда. Поднесите к нему руку и вы почувствуете тепло.

Облако в бутылке

Для этого эксперимента вам понадобится литровая пластиковая бутылка, теплая вода и спичка. Налейте в бутылку немного воды, чтобы она покрывала только дно. Зажгите спичку и бросьте ее в бутылку. Она наполнится дымом. Закройте бутылку крышкой. Сожмите ее несколько раз. Когда вы отпустите бутылку, то увидите внутри облако.

Растущие мармеладные мишки

Возьмите три миски или стакана, наполните их горячей водой. В первый стакан добавьте семь столовых ложек соли, тщательно размешайте. Во второй добавьте столько же сахара и тоже размешайте. Положите в каждый стакан несколько мармеладных медвежат и оставьте их на всю ночь. Утром вы увидите, как изменились медвежата.

Перец и мыло

Наполните миску водой. Насыпьте в нее молотый перец. Он останется на поверхности воды. Погрузите палец в воду — частички перца прилипнут к нему. Затем окуните пальцы сначала в мыло или средство для мытья посуды, а после этого в миску с перцем. Кусочки перца сразу расплывутся в разные стороны! Вы можете превратить этот эксперимент в урок о поверхностном натяжении воды, фокус или объяснить с его помощью, как важно мыть руки.

Какие простые химические опыты можно провести с помощью пищевых продуктов

Наталья Богданова
Картотека «Химические опыты для детей»

Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету.

Предлагаю вам подборку простых занимательных химических опытов для детей , которые можно легко провести в домашних условиях. С помощью этих экспериментов можно легко обучить ребёнка основам химии . Большинство занимательных химических опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы. В случае, если химические эксперименты для детей требуют соблюдения правил обращения с реактивами, это обязательно будет указано в описании опыта . Химические опыты для детей , если требуется, снабжены аннотацией,которые раскрывают сущность эксперимента и которые помогут вам ответить на вопрос любознательного малыша: «Почему так происходит?» . Ребенок обязательно должен понять наблюдаемые эксперименты для детей , так как только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.

Публикация «Картотека „Химические опыты для детей“» размещена в разделах

  • Опытно - экспериментальная деятельность
  • Темочки

Итак, вперед! Невероятный мир занимательной химии ждет вас !

1. Снежинка из буры своими руками

Снежинка из буры — это химический опыт по выращиванию кристаллов, который безопасен и достаточно прост для детей . Стоит ли упоминать про то, что снежинки действительно красивы?

Бура — это натриевая соль борной кислоты. Буру можно купить в аптеке, также её можно найти в хозяйственных магазинах.

Материалы для снежинок

Синельная проволока,

Нитка,

Стеклянная банка 0,5 л,

Бура,

Карандаш,

Кипяченая, а лучше дистилированная вода,

Пищевой краситель,

Ножницы.

Делаем снежинки из буры своими руками

Первым шаг создания хрустальных снежинок — изготовление формы. Отрежьте куски проволоки одинаковой длины. Скрутите их вместе, чтобы сформировать шестигранную форму снежинки. Должна получиться такая буква Ж. Попробуйте опустить форму в банку, она должна свободно проходить в горлышко банки.

Привяжите веревочку к одному из лучей будущей снежинки. Другой конец нитки привяжите к карандашу. Длина нити должна быть такой, чтобы форма в банке не задевала за дно и за стенки.

Заполните банку кипятком.

Добавляйте буру по одной столовой ложке за один раз в воду, помешивая для растворения после каждого добавления. Потребуется примерно 3 столовые ложки буры. Ничего страшного если на дно выпадет немного осадка.

При желании можно добавить капельку пищевого красителя.

Повесьте заготовку снежинки в банку, чтобы карандаш лежал на верхней части банки, а снежинка была полностью покрыта жидкостью и свободно висела не касаясь нижней части банки.

Оставьте банку на ночь.

А на утро вы сможете уже любоваться красивыми кристаллами.

2. Зубная паста для слона

«Зубная паста для слона» — простой химический опыт , который очень нравится детям. В результате опыта мы получим огромное количество густой пены. Такой тип химических реакций называется фараонова змея.

Зубная паста для слона:рецепт

Для проведения опыта нам понадобятся :

6% раствор перекиси водорода,

сухие дрожжи,

жидкое мыло или средство для мытья посуды,

5 капель любого пищевого красителя,

2 ложки теплой воды,

литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.

Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода, а мы выполняем опыт с детьми ! Поэтому 6% для нас оптимальный вариант.

Итак, всё подготовлено, поэтому не будем медлить и начнем готовить зубную пасту для слона. Первым делом в тарелке смешайте ложку сухих дрожжей и теплую воду. Помешивайте их около минуты. Отставьте в сторону.

С помощью воронки осторожно перелейте раствор перекиси водорода в бутылку. Туда же добавляем пищевой краситель. Много лить не нужно, достаточно 5 капель. Далее добавим примерно ложку жидкого мыла. Тщательно перемешайте полученную жидкость, взбалтывая бутылку.

Какие простые химические опыты можно провести с помощью химических реагентов

Какие простые химические опыты можно провести с помощью химических реакций с участием тепла. Горячий лёд — химический опыт в домашних условиях    «Горячий лёд» — простейший химический опыт , который можно провести в домашних условиях , с реактивами которые найдутся на любой кухне!

В нашем обычном представлении,  мы привыкли думать, что лед – это обязательно холод. Также в голове не укладывается, как лед может получиться при комнатной температуре,  а уж тем более как он может быть «горячим».

На самом деле в этом  нет ничего сверхъестественного и  магического. Более того, « горячий лед» можно сделать  даже дома . Все что нам необходимо – это небольшие знания химии и физические аспекты.

Любопытный факт

Как бы ни было странно – но обычная вода может превратиться в горячий лед!

Один английский физик Перси Уильямс Бриджмен доказал, что  при огромном давлении  вода сможет перейти в кристаллическое соединение, при чем температура будет намного выше привычного для нас льда (0С). Для этого ему пришлось использовать  давлением равное  20 600 атмосфер, а температура при которой вода находилась в твердом состоянии была равной 76С. Если бы мы могли взять в руки это лед, то получили бы ожоги.

Но поговорим о том, как же получить «горячий лед» при комнатной температуре и атмосферном давлении из реагентов, которые есть практически в каждом доме. Но тут обычной водой нам не обойтись =)

Что нам понадобится:

  • Пищевая сода (он же натрий двууглекислый, гидрокарбонат натрия, NaHCO3)
  • Уксусная кислота (уксус, CH3COOH).
  • Поваренная соль (хлорид натрия)
  • Вода
  • Кастрюля
  • Баночка или кружка
  • Плита

В химии есть такой химический опыт — реакция « горячий лед ». Говоря химическим языком, это получение ацетата натрия (CH3COONa), соль натрия уксусной кислоты. Его можно получить различными способами и методами (или даже просто купить в хим. магазине). Но самый простой способ, доступный дома, это реакция уксусной кислоты (CH3COOH) и пищевой соды (NaHCO3).

    Следует учитывать, что уксус, который мы покупаем в магазине может быть разной концентрации, а следовательно и количество соды пойдет разное.

— для 200 мл. 70% уксусной кислоты нужно 210 г соды

— для 200 мл. 30% уксусной кислоты нужно 87,4 г соды

— для 200 мл. 9% уксусной кислоты нужно 25,25 г соды

Практика показывает, что количество соды надо брать чуть меньше, потому что выход этой реакции примерно 88-90 %. Происходит это потому, что в  результате выделения СО2улетучивается и часть уксусной кислоты. Также было бы хорошо использовать электронные весы.

Какие простые химические опыты можно провести с помощью химических реакций

Оборудование

Для изучения явления электризации тел сделаем султанчики, гильзы, электроскоп и «карусель» из длинной линейки, установленной на лампочке. Еще понадобятся воздушные шарики, шарик от настольного тенниса и пластмассовая (поливиниловая) трубка – такие трубки используются для изоляции проводов, из них делают также каркасы парников. Чем больше диаметр, тем сильнее трубка электризуется. Трубку можно заменить пластмассовой расческой, корпусом шариковой ручки, куском пенопласта. Запаситесь также шерстяным, меховым, шелковым лоскутками, кусочками кожи, полиэтиленовой пленкой.

  • Султанчик. В корпусе шариковой ручки ручки закрепите елочный «дождь» или пленку от аудиокассеты и установите ее на подставке – половинке коробочки от «киндер-сюрприза», футляре от фотопленки, любой другой пластиковой коробке или крышке, которую можно проткнуть шилом.

Сделайте еще султанчик из шерстяных ниток или из ниток мулине. Распушите их, чтобы нитки стали легкими.

  • Гильзы. Из упругой металлизированной пленки – для упаковки цветов, печенья, чипсов и т.п. – вырежьте небольшую полоску 3,5 ґ 4 см. Оберните ее вокруг незаточенного концакруглого карандаша, а кончик скрутите фантиком. Привяжите к кончику нитку длиной 30–40 см. Второй конец нитки закрепите на ковровом колечке или скрепке. Сделайте две такие гильзы. Хранить их удобно в футляре от фотопленки или в коробочке от «киндер-сюрприза». Сделайте также две гильзы из папиросной бумаги и еще один комплект – из пенопласта или пластика. В пенопласт легко воткнуть булавку, а к головке булавки удобно крепить нитку.

Помните, гильзы должны быть легкими – ведь электростатические силы невелики. Если гильзы помялись, их форму легко восстановить на круглом карандаше.

Для проведения опытов нужна также стойка для крепления гильз.

  • Электроскоп. Возьмите любую прозрачную стеклянную банку с пластмассовой крышкой и сделайте в крышке маленькое отверстие, в которое вставьте гвоздь либо толстую проволоку. Кончик гвоздя загните и закрепите на нем сложенную пополам полоску фольги или папиросной бумаги (рис. а).

Можно изготовить миниатюрный электроскоп из аптечного пузырька. Возьмите медную проволоку и пропустите ее через пробку. На конце проволоки закрепите две булавки. Для увеличения емкости электроскопа наружный конец проволоки сверните улиткой (рис. б).

Еще один способ: возьмите пластиковую бутылку, отрежьте ее верхнюю коническую часть, покройте пищевой фольгой как внутреннюю, так и наружную часть бутылки, прикрепите (можно обычной аптекарской резинкой) к внешней части «метелку» из узких полосок легкой бумаги (рис. в).

  • «Карусель». Установите на подставку длинную линейку – для сравнения возьмите три: деревянную, металлическую и пластмассовую. Подставкой может служить обычная перегоревшая лампочка в банке из-под майонеза (рис. а). Но лучше подставку сделать из стеклянной бутылки с пробкой: вставьте в пробку по центру иголку, а на иголку наденьте перевернутый стеклянный стакан (рис. б).
  • Возьмите шарик от пинг-понга и покройте его графитом (закрасьте простым карандашом). Шарик можно заменить куриным яйцом, предварительно удалив его содержимое, промыв и тщательно высушив, но яичная скорлупа очень хрупкая и требует осторожного обращения.
  • Стрелка. Упрощенный вариант – согнутая пополам полоска бумаги, одетая на острие иголки, вставленной в ластик (рис. а). Стрелка, изготовленная по «выкройке» (рис. б), более устойчива. Вторую стрелку сделайте из фольги.

Проведение опытов. Запомните: рядом со столом экс-периментатора не должно быть воды. Опыты по электростатике плохо получаются в сырую погоду. Вода – хороший проводник, поэтому статические заряды во влажной среде быстро стекают.